Статья опубликована в № 2833 от 15.04.2011 под заголовком: В копилке Тимченко

Геннадий Тимченко оказался миноритарием железнодорожного перевозчика

Геннадий Тимченко продолжает раскрывать список принадлежащих ему активов. Очередное открытие – около 10% «Балттранссервиса» с 9%-ной долей на российском рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов
«Трансойл»

оператор парка из 27 000 цистерн (конец 2010 г., данные «Infoline-аналитики»). выручка (РСБУ, 2009 г., данные СПАРК) – 50,7 млрд руб. прибыль – 5,4 млрд руб.

«Балттранссервис»

оператор парка из 9500 цистерн (конец 2010 г., данные «Infoline-аналитики»). выручка (РСБУ, 2009 г., данные СПАРК) – 22,7 млрд руб. прибыль – 2,4 млрд руб.

До 2008 г. Тимченко и его сотрудники не общались с прессой, информации про его бизнес было крайне мало. А потом на рынок посыпались открытия: официальное подтверждение долей в нефтетрейдере Gunvor, банке «Россия» и железнодорожном операторе «Трансойл», новости о пакете в «Новатэке» и контроле над «Стройтрансгазом».

Именно две последние компании дали повод для нового раскрытия: Тимченко и инвестконсультант его фонда Volga Resources Курт Сантей входят в совет директоров «Балттранссервиса», говорится в материалах «Новатэка» к годовому собранию акционеров и в квартальных отчетах «Стройтрансгаза». И заседают эти люди в совете, потому что Тимченко много лет является совладельцем оператора, говорит менеджер «Балттранссервиса».

Пакет Тимченко в «Балттранссервисе» – около 10%, подтвердил «Ведомостям» представитель бизнесмена, Тимченко владеет этим активом минимум пять лет и планов по изменению доли нет.

У «Трансойла» и «Балттранссервиса» схожая специализация – железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов на экспорт. Вместе они занимают почти треть рынка, доля конкретно «Балттранссервиса» – около 9% (см. врез).

При этом компании фактически не конкурируют друг с другом, разделяя маршруты, отмечает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. «Балттранссервис» в основном перевозит нефтепродукты с Рязанского и Ярославского НПЗ (принадлежат ТНК-ВР и «Славнефти»), подтверждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, а «Трансойл» – продукцию Киришского НПЗ «Сургутнефтегаза», омского завода «Газпром нефти», а также нефть «Роснефти» в Китай.

Есть связь и между владельцами операторов. В «Трансойле» Тимченко – контролирующий бенефициар, а около 20% этой компании – у основателей группы «Н-транс» (это Константин Николаев, Андрей Филатов и Никита Мишин), напоминает представитель группы. В «Балттранссервисе» обратная ситуация. Раньше оператор контролировался владельцами «Н-транса», Тимченко, получается, был их младшим партнером. А в 2009 г. 50,1% «Балттранссервиса» перешло к компании Globaltrans, которую, в свою очередь, контролируют основатели «Н-транса».

То, что Тимченко является совладельцем «Балттранссервиса», подтверждает и представитель «Н-транса». Но как и при каких обстоятельствах бизнесмен получил этот актив, никто из собеседников «Ведомостей» не говорит.

В 2009 г. Globaltrans потратил на пакет в «Балттранссервисе» $250 млн. При такой оценке 10% Тимченко могли стоить около $50 млн. А сейчас эту долю можно оценить примерно в $100 млн, полагает аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать