В России не хватает бензина

Проблемы с топливом у независимых заправщиков начались даже в Москве, руководитель ФАС Игорь Артемьев подозревает российских нефтяников в картельном сговоре
РИА Новости

Как минимум в десяти регионах России есть проблемы с топливом – либо у заправщиков, либо уже у простых автомобилистов. Руководитель ФАС Игорь Аретмьев подозревает российских нефтяников в картельном сговоре, сообщила вчера поздно вечером пресс-служба ведомства. Если подозрения подтвердятся, компаниям грозит наказание вплоть до уголовной ответственности.

Сговорились о дефиците?

Причина недовольства Артемьева — в дефиците моторного топлива на внутреннем рынке.

Региональные управления ФАС еще на прошлой неделе забили тревогу. Первой проверку «дочки» «Роснефти» - «Белгороднефтепродукта» - начало Белгородское УФАС. Поводом стали многочисленные обращения автомобилистов региона, сообщило управление в пятницу: компания-монополист на местном рынке ограничила продажу Аи-92 и Аи-95.

Вторым звонком стала ситуация в Алтайском крае. В регионе бензиновый дефицит, причины выясняются, объявило в понедельник краевое УФАС. С 23 апреля на местных АЗС есть проблемы с заправкой из-за отсутствия топлива, говорится на сайте ведомства, поступают многочисленные обращения граждан и муниципальных властей.

На заправках крупнейших операторов края – «Газпром нефти» и «Роснефти» – выдают по 20 л бензина на машину, а 300 независимых АЗС не продают топливо уже два дня, сообщили «РИА Новости».

Артемьев вчера решил провести совещание с представителями Российского топливного союза (РТС), чтобы увидеть картину на розничном рынке топлива в целом по стране.

И проблемы не только в двух вышеназванных регионах, следует из сообщения ФАС по итогам встречи. «Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», – приводит пресс-служба ФАС слова президента РТС Евгения Аркуши. О проблемах на совещании заявили также представители Красноярского края и Москвы, рассказал один из участников встречи.

По данным разных СМИ, проблемы есть еще в целом ряде регионов. Монополия «Брянскнефтепродукта» («дочка» «Роснефти») привела к дефициту в Брянской области, сообщает «Российская газета». В Мурманской области с заправок исчезают Аи-92 и Аи-95, пишет «Комсомольская правда»; ситуацию осложняют «физлица» – раз дефицит, то и стремятся купить больше, заявили изданию на АЗС «Роснефти».

На сайтах 11 региональных УФАС, в ведении которых города–миллионники – от Москвы до Волгограда – вечером в понедельник никаких новостей о топливном дефиците не было.

На московских АЗС проблем действительно пока нет: люди нормально заправляются, отмечает Аркуша. Но есть проблемы с закупкой топлива у владельцев независимых заправок, добавляет он: перед Московским НПЗ очереди из машин заправщиков стоят по 15-17 часов. Цены есть, и они хорошие, а вот топлива – нет, его отпуск сокращен, добавляет Аркуша.

Кто виноват

Насколько тяжела ситуация в регионах в действительности, ФАС сейчас сказать не может, заявил «Ведомостям» представитель ведомства, служба будет разбираться. А пока руководителям нефтяных компаний направлены предупреждения о необходимости стабилизации ситуации, отмечается в пресс-релизе ФАС, запрошены объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.

ФАС проинформирует о ситуации премьер-министра и Минэнерго, обещает служба. Что предпримет премьер выяснить не удалось: телефон его представителя вчера вечером не отвечал.

Заправщики считают, что главная проблема в несоразмерном снижении оптовых и розничных цен. «Если крупные игроки такие, как «Роснефть», «Газпром нефть» и другие снижают розничную цену на 5 руб., то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 руб. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит», - приводит ФАС слова президента Алтайского топливного союза Юрия Матвейко. По данным участников совещания, вертикально-интегированные нефтяные компании создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.

«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора», - отметил Артемьев.

«Ситуация на рынке катастрофическая, – предупреждает Аркуша. – При таком росте оптовых цен, который мы наблюдаем, розничные должны были подскочить на несколько рублей за литр, но этого не происходит, так как нефтяные компании, в первую очередь с госучастием, держат розницу на нижней планке».

Нефтяники свою вину отрицают. «Роснефть» в дефиците не виновата, говорит ее представитель: компания в 2011 г. в два раза сократила экспорт нефтепродуктов, оставив объемы производства на прежнем уровне. Хотя отгрузка топлива действительно идет только в собственные сети – во избежание спекуляций, объясняет представитель «Роснефти». То, что топливо отгружалось только владельцам дисконтных карт, представитель компании отрицает. «Газпром нефть» увеличила внутренние продажи на 10% и никаких ограничений независимым АЗС не вводилось, уверяет представитель этой компании. Собеседник в ТНК-ВР отметил лишь, что компания «полностью и в срок выполняет свои обязательства по поставкам топлива контрагентам».

А ведь главная причина кризиса – именно в недавних действиях властей, уверен исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко: в феврале премьер Владимир Путин поручил нефтяным холдингам снизить цены, экспорт стал для них выгоднее, независимым АЗС купить бензин у холдингов стало просто невозможно плюс идут плановые ремонты на нескольких НПЗ, отсюда и дефицит.

По данным Росстата, в I квартале в России производство бензина осталось на прошлогоднем уровне – 8,9 млн т, а экспорт вырос с 1,2 млн до 1,8 млн т, что и спровоцировало дефицит, указывает замдиректора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков.

При этом отгрузка на внутренний рынок в I квартале упала на 6,2% до 7 млн т, гласят данные Минэнерго. И этого оказалось достаточно для дефицита, которого не было лет 15, отмечает Аркуша.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать