Самая инновационная отрасль России – производство сигарет

Инновационно активны менее 10% российских предприятий, сильнее всего – производители сигарет. Чтобы вызвать инновационный прорыв, правительство готово запустить проект типа Большого адронного коллайдера

Основной экспортер российских инноваций – «Росатом», согласен директор департамента науки, высоких технологий и образования правительства Александр Хлунов: «Госкорпорация успешно конкурирует на рынке оборудования для атомных реакторов». Конкурентоспособны и российские ракеты-носители, и «Глонасс», но ему только предстоит завоевать рынок, считает Хлунов, а основная причина низкой инновационной активности – отсутствие успехов в программе повышения конкурентоспособности: «В сырьевых отраслях по-прежнему доминируют 2–3 компании».

Не нужно изобретать велосипед – для стимулирования инноваций следует развивать конкуренцию, все остальные меры вторичны, считает Игорь Николаев из ФБК: бизнесу мегапроект не будет интересен, а для зарубежных ученых важны не только деньги – нобелевские лауреаты прошлого года по физике, выходцы из России, отказались работать в «Сколково».

Технологическими инновациями в России занимается всего 9,4% предприятий, говорится в подготовленном Высшей школой экономики (ВШЭ) по заказу правительства и Минобрнауки «Российском инновационном индексе». Это меньше, чем в большинстве европейских стран, Бразилии и Китае (см. график на www.vedomosti.ru). Для сравнения использовались данные Росстата, ОЭСР, Евростата, итоги национальных исследований, говорит первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг.

Самая инновационно активная отрасль – табачная, где новые разработки в производство внедряет 40% предприятий, отмечается в исследовании. Среди производителей аппаратуры для связи, радио и телевидения таких 36,3%, в космической и авиационной промышленности – 33,6%, в нефтепереработке – 32,7%, в остальных отраслях – менее четверти. Затраты предприятий на инновации составляют 358,9 млрд руб. в год, они не падали и в кризис, но в основном это закупка технологий, только 16% российских компаний создают их сами.

Инновационная активность табачников объясняется их интеграцией в транснациональные корпорации, пишут авторы исследования. Директор по коммуникациям JTI (доля рынка – 37,1%) Анатолий Верещагин говорит, что компания за три года потратила на модернизацию производства около $380 млн.

Доля России в высокотехнологичном экспорте – всего 0,25%, с 2003 г. она снизилась почти вдвое, сказано в докладе: лучшие показатели – в нише неэлектрических машин, где доля около 2%, и авиакосмических машин – менее 1%.

Правительственная комиссия по инновациям летом обсудит запуск в России так называемого мегапроекта типа Большого адронного коллайдера, обещает Хлунов, это позволит пригласить ведущих мировых ученых и поднять отечественную науку на новый уровень. Самостоятельно поднять такой проект не под силу даже США, нужна кооперация. «Минобрнауки уже представило список проектов, которые могут претендовать на мегастатус, среди них коллайдеры в Дубне и Протвине», – сообщает Хлунов.

Подобный проект вряд ли даст экономический эффект и заинтересует бизнес, говорит председатель «Деловой России» Борис Титов: « Это будет фундаментальная наука, а бизнесу интересны прикладные дисциплины».