Стратегический альянс «Роснефти» и BP не сложился

Сделки между ВР и «Роснефтью», по крайней мере в ближайшее время, не будет. Потенциальные партнеры не успели договориться о выкупе доли ААР в ТНК-ВР. Но в будущем BP придется это сделать, если она не оставит намерений вступить в альянс с «Роснефтью»

Еще вчера сотрудники BP, «Роснефти» и ААР надеялись на компромисс. Но времени оказалось слишком мало. BP и «Роснефти» необходимо было заключить сделку до 03.00 МСК 17 апреля. Альянс не состоится, сообщили вчера в совместном сообщении ВР и ААР. Стороны сфокусируются на развитии совместного предприятия – ТНК-ВР и продолжат переговоры с «Роснефтью» о поисках приемлемого решения ситуации, говорится в заявлении.

Стороны были очень близки к соглашению, рассказывают сотрудники всех трех компаний. Не успели согласовать порядок заключения всех элементов сделки, поясняет один из них. Позиции ВР и ААР были полностью согласованы, «не срослось у «Роснефти» с ААР», отмечают двое из собеседников «Ведомостей», но деталей не раскрывают. «В последний момент, когда уже все, казалось, было согласовано, консорциум выдвинул новые неприемлемые условия», – говорит источник в госхолдинге: ААР потребовал немедленной оплаты и предоставления целого ряда письменных гарантий и только после этого готов был разблокировать альянс ВР и «Роснефти». Но «Роснефть» настаивала на подписании трехстороннего обязывающего меморандума, который позволит реализовать сделку с ВР без нарушения ее сроков.

Источник в руководстве ААР заявил «Интерфаксу», что консорциум готов к дальнейшему диалогу. Но «Роснефть» на уступки идти не готова. «У ВР руки в кандалах, они находятся в тесной связке с ААР и не могут позволить себе жесткой позиции. Но «Роснефть» прогибаться не будет», – говорит источник в госкомпании.

Когда стороны вновь смогут сесть за стол переговоров, собеседники «Ведомостей» не говорят. Представители ВР, ААР и «Роснефти» от комментариев отказались.

Истечение сроков сделки с ВР развязало руки «Роснефти». Теперь она вправе начать переговоры с другими возможными партнерами. Ранее представитель компании говорил, что предложения о совместной работе в Арктике поступили от целого ряда претендентов, в том числе Shell, Chevron, ExxonMobil, а также китайских и индийских компаний. Представители Shell, Chevron и ExxonMobil это подтверждали (детали предложений не раскрываются). «Речь только о совместной работе на шельфе, обмен акциями исключен», – отмечал сотрудник одной из этих компаний. Во время переговоров может возникнуть и «второй элемент» сделки, надеется сотрудник «Роснефти».

Переговоры будут нелегкими: далеко не все согласятся на условия, выдвигаемые «Роснефтью» для работы на арктическом шельфе, говорит сотрудник одной из компаний, обсуждавшей с «Роснефтью» сотрудничество на шельфе.

Лицензионные сроки слишком сжатые, а первоначальный объем инвестиций ($1–2 млрд) слишком большой. «После предварительного изучения документов и предложений наша компания решила отказаться», – сказал собеседник «Ведомостей».

Не случайно, что среди множества претендентов на разработку арктического шельфа «Роснефть» договорилась о сотрудничестве именно с ВР. Для британской компании этот проект был практически единственной возможностью существенно нарастить запасы, говорит аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. «Перспективы работы в России в рамках ТНК-ВР для британского холдинга ограничены, – отмечает он, СП лишено доступа к крупным месторождениям и льготам». У ТНК-ВР были возможности войти в проекты ВР в третьих странах, но из-за аварии в Мексиканском заливе британский холдинг решил распродать значительную из часть: на сегодняшний день уже продано активов на $25 млрд и до конца года ВР планирует продать еще на $5 млрд. Почти 80% из них - добывающие активы в третьих странах, отмечает аналитик. Претендовать на участие в проектах самостоятельно ТНК-ВР не сможет: большая часть новых проектов в мире шельфовые, а у компании нет необходимого опыта для их разработки.

Отказаться от шанса нарастить запасы ВР будет трудно. Но для альянса с «Роснефтью» придется решить вопрос с ААР, отмечает Бирг. Скорее всего, ВР придется выкупить долю неудобного партнера, рассуждает эксперт. «ВР по-прежнему сохраняет интерес к России, с тем чтобы конструктивно работать с ААР и ТНК-BP и продолжать хорошие отношения с «Роснефтью», – заявил вчера глава британского холдинга Роберт Дадли (его слова приводятся в пресс-релизе).