Рекламному рынку пообещали удвоение через четыре года

Через четыре года компании будут тратить на продвижение в России вдвое больше, чем сейчас, прогнозирует крупнейший продавец рекламы страны «Видео интернешнл»

По прогнозу аналитического центра «Видео интернешнл» (АЦВИ), в 2015 г. рекламный рынок в России составит 510 млрд руб., в два раза больше прошлого года (250 млрд руб., по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России – АКАР). А к 2020 г. расходы рекламодателей вырастут еще в полтора раза до 745 млрд руб., полагает АЦВИ.

Взрывного роста, который наблюдался до кризиса, больше не будет. За предыдущие 10 лет доходы национальных медиа от рекламы выросли почти на порядок: в 2000 г. компании потратили на продвижение в России всего 27,4 млрд руб.

«Видео интернешнл» – ключевой селлер на российском рынке и его прогнозы помогают рекламодателям ориентироваться, как будут развиваться различные сегменты медиа и меняться цены, объясняет управляющий директор группы Aegis Media Михаил Вощинский. Последний раз «Видео интернешнл» давал публичный прогноз по всему рынку рекламы в прошлом году: в 2015 г., предполагало агентство, рынок вырастет только до 464 млрд руб., на 10% меньше, чем нынешний прогноз.

Оценки строились в тот момент, когда рынок еще не вышел из кризиса, объяснил руководитель отдела маркетинговых исследований АЦВИ Сергей Веселов, во второй половине 2010 г. ситуация заметно улучшилась. Резкий рост спроса на телеразмещение привел к тому, что рекламодатели раскупили практически все свободное время на каналах в первой половине года и остатки продавались с наценкой до 60%, рассказывали «Ведомостям» руководители рекламных агентств и сами рекламодатели. За первые пять месяцев каналы заработали на рекламе на 31% больше, чем за тот же период прошлого года (оценка АЦВИ).

Во второй половине года доходы каналов будут расти медленнее – на 10–12%, предупреждает Веселов. Причина – эффект «высокой базы» последних месяцев 2010 г. За нынешний год телеканалы заработают на рекламе 158 млрд руб., на 21% больше, чем в прошлом году.

Гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев и гендиректор селлера «Алькасар» Петр Рыбак согласились с такой оценкой.

Сильнее всего «Видео интернешнл» изменил прогноз по росту интернет-рекламы.

В прошлом году рекламодатели потратили в сети 11% бюджетов, и аналитики полагали, что в 2015 г. эта доля вырастет до 14%, а теперь увеличили прогноз на 2 процентных пункта. «Мы недооценили темпы развития рунета, вряд ли кто-то мог предположить, что в I квартале рост интернет-рекламы составит 60%», – поражается Веселов. Интернет будет гораздо быстрее отъедать долю рынка у других медиа, не согласны заместитель председателя банка «ВТБ 24» Михаил Кожокин и представитель МТС Валерия Кузьменко. По прогнозу Morgan Stanley, в 2015 г. рекламодатели потратят в рунете 22% бюджетов.

Агентство ZenithOptimedia (входит в Publicis) в прогнозе по развитию мирового рынка рекламы в ближайшие годы, так же как и «Видео интернешнл», говорит об увеличении бюджетов в сети, сокращении доли печатных СМИ и лидерстве телевидения. Но если «Видео интернешнл» пересмотрело прогноз в сторону увеличения, то ZenithOptimedia, наоборот, в апреле снизило прогноз роста рынка рекламы в этом году с 4,6 до 4,2% – из-за беспорядков на Ближнем Востоке и землетрясения в Японии.

Крупнейшие рекламодатели в России – прежде всего транснациональные компании, на их бизнес и рекламную стратегию влияет состояние не только российской, но и глобальной экономики, которое сейчас не столь позитивно, указывает Вощинский, из-за этого темпы роста рынка рекламы в стране могут оказаться ниже предсказанных «Видео интернешнл».

МТС также ожидает более умеренных темпов роста рынка, говорит Кузьменко.

АЦВИ прогнозировал рост расходов на рекламу при действующей цене на нефть и отсутствии серьезных валютных колебаний, уточнил Веселов.