Структуры Геннадия Тимченко могут приобрести 60% «Колмара»

Две структуры Геннадия Тимченко – Gunvor и Volga Resources могут приобрести 60% якутской угольной компании «Колмар» с помощью ее основателя Анатолия Митрошина. Именно он выкупит 51% «Колмара» у «Интергео» Михаила Прохорова
Bloomberg

ООО «Колмар»

угольный холдинг. балансовые запасы угля – 363 млн т (ABC1, данные Gunvor и Volga); основные активы – лицензии на Чульмаканское и Денисовское каменноугольные месторождения, Денисовская шахта и Инаглинский карьер.

Gunvor

торговая компания. владельцы – Геннадий Тимченко, Торбьорн Торнквист (более 90% в равных долях) и трастовый фонд, действующий в интересах топ-менеджмента. выручка (2010 г.) – $65 млрд, прибыль не раскрывается.

Еще в апреле стало известно, что структуры Тимченко ведут переговоры с «Интергео» Михаила Прохорова о покупке 51% якутской угольной компании «Колмар». Сумма сделки может составить около $300 млн, сообщало тогда Bloomberg.

Вчера Gunvor и Volga Resources впервые раскрыли детали сделки. Во-первых, они сообщили, кто сейчас является владельцем 49% «Колмара». Это предприниматель Анатолий Митрошин (через подконтрольную ему Bixcut Holdings Ltd.). Во-вторых, именно Митрошин (через Lonestate Assets Ltd.) покупает 51% «Колмара» у «Интергео». Покупку Митрошина профинансирует совместное предприятие Gunvor и Volga – Montlink Ltd. А «впоследствии» заем Montlink может быть конвертирован в долю «Колмара», отмечается в пресс-релизе.

Такая структура сделки – условность, говорит источник, близкий к одной из сторон: Montlink уже сейчас планирует стать основным владельцем «Колмара», но нужно снять все юридические риски, угольная компания должна провести реструктуризацию активов, упростить структуру собственности. Представитель Volga подтверждает, что «Колмару» нужна внутренняя реструктуризация, на нее может уйти 6–8 месяцев, после этого Montlink может получить около 60% угольной компании. Кроме того, Gunvor в перспективе может стать продавцом экспортного угля «Колмара», добавляет он.

«Существенных рисков нет, основная причина такой структуры сделки – провести [ее] максимально быстро», – говорит представитель Митрошина. Будущие доли партнеров в «Колмаре» окончательно не определены, добавляет он: «Возможны дополнительные изменения в силу привлечения банка или финансового института для организации финансирования капитальных затрат [«Колмара»]».

Детали будущего экспортного контракта и сумму сделки стороны не раскрывают (как и представители «Интергео»). Представитель Митрошина лишь отмечает, что после реструктуризации холдинга его оценка ожидается на уровне минимум $650–700 млн.

Открытой информации о Митрошине не очень много. Предпринимателю 48 лет. В ЕГРЮЛ он значится совладельцем свыше 10 компаний в разных регионах, но бизнес-интересы в основном распространяются на Якутию. В 1998–2004 гг. Митрошин работал советником руководителя московского КБ «Акрополь» (если верить отчетам «Ростовшахтстроя» и «Варьеганнефти», в советы которых он входил в начале 2000-х). С прошлой осени и до июня 2011 г. Митрошин также входил в совет директоров якутского торговца нефтепродуктами «Туймаада-нефть» с годовыми оборотами около 2 млрд руб. (основным акционером компании была инвестгруппа «Колмар», теперь владелец другой).

Митрошин основал «Колмар» в 2004 г. и был единственным собственником этой компании до 2007 г., говорит представитель бизнесмена («Интергео» объявила о покупке актива в 2010 г.). Знаком ли Митрошин с Тимченко и как произошло это знакомство, собеседник «Ведомостей» не ответил.

Сейчас основной бизнес Gunvor – торговля нефтью. А угольные обороты невелики – в пределах 2% выручки (по данным представителя компании). Это максимум $1,3 млрд с учетом оборотов Gunvor в 2010 г. и соответствует продаже 6–7 млн т угля при средних ценах в прошлом году. В течение двух-трех лет доля угля в выручке должна достичь 10–15%, планирует Gunvor. Но это все равно намного меньше, чем, к примеру, у лидера этого сегмента – международного трейдера Glencore (226,7 млн т угля в 2010 г., 24% мирового рынка). Покупка «Колмара» (см. врез) ситуацию не переломит.

Сотрудники нескольких угольных компаний России приписывали Тимченко интерес к «СДС-углю» и «Распадской», но представители бизнесмена планы по покупке этих активов отрицали. Gunvor рассматривает разные варианты увеличения объемов бизнеса в угольном сегменте, в том числе «инвестиционные возможности на российском и международном рынках», отмечает представитель компании; однако «в ближайшее время новых приобретений в угольной отрасли не планируется».