Статья опубликована в № 2905 от 29.07.2011 под заголовком: РЖД летать не будет

РЖД продаст половину своей доли в «Аэроэкспрессе»

Осенью «Российские железные дороги» могут сократить долю в «Аэроэкспрессе» до 25% – в пользу бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева
Давно рядом

Искандер Махмудов (12-е место в списке Forbes, $9,9 млрд) и Андрей Бокарев (120-е место, $800 млн) вместе с «Российскими железными дорогами» владеют «Трансмашхолдингом» и «Рейл транс авто». Махмудов и Бокарев – партнеры в УГМК, «Кузбассразрезугле» и «Трансмашхолдинге», а также в одном из крупнейших железнодорожных операторов России – «Трансгрупп АС».

РЖД продает «дочки» с прошлого года, дошла очередь и до «Аэроэкспресса» – оператора электричек из Москвы и до всех ее аэропортов, а также из Екатеринбурга – до его аэропорта. «Мы готовы оставить себе только блокирующий пакет, а в перспективе можем рассматривать вопрос и его полной реализации», – сообщил «РИА Новости» президент РЖД Владимир Якунин. Покупатель уже есть. Другой половиной «Аэроэкспресса» владеют ООО «Дельта-транс-инвест» (25%), Махмудов (17,5%) и Бокарев (7,5%; подробнее см. врез), они и хотят купить. Именно им и принадлежит инициатива. «Мы знаем этих партнеров, возражений против такого предложения не возникло», – отметил Якунин. Предстоит получить одобрение совета директоров РЖД, говорит ее представитель. Сделка будет закрыта в сентябре, ожидает человек, близкий к одному из предпринимателей. Стороны цен не называют. Оценка актива будет готова через три недели, добавляет собеседник «Ведомостей».

В 2008 г. половина «Аэроэкспресса» обошлась РЖД в 64,9 млн руб., указано в отчете госкомпании. Сейчас РЖД может продать свои 25% за $50 млн, подсчитал аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.

ООО «Аэроэкспресс» учреждено в 2005 г. «Трансгрупп АС» (74%; см. врез) и международным аэропортом «Шереметьево» (26%), через три года 50% в проекте получила РЖД, выкупив всю долю аэропорта и часть – «Трансгрупп АС». «Аэроэкспресс» получил чистую прибыль уже на второй год работы – 38,9 млн руб. Но в 2008 г. оператор сократил чистую прибыль почти в 8 раз до 4,9 млн руб., а 2009 г. и вовсе завершил с убытком в 189 млн руб. (данные СПАРК). Зато 2010 г. оказался рекордным: выручка удвоилась – 2,6 млрд руб., а чистая прибыль превысила 287 млн руб. «Аэроэкспресс» – единственная прибыльная пригородная перевозка, признается представитель РЖД.

«У нас идет постоянный рост, и он достаточно огромный, – хвалился месяц назад в эфире «Вести 24» гендиректор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко. – Если в 2008 г. перевезли порядка 6 млн пассажиров, то в 2010 г. – 11,4 млн, в этом году ждем 25%-ного роста». «Аэроэкспресс» начинал с обслуживания 15% авиапассажиров московского узла, сейчас доля – 22%. И она будет расти, уверен Криворучко: главное преимущество «Аэроэкспресса» – регулярность движения поездов, равная 99,8%. Чтобы успеть за спросом, «Аэроэкспресс» собирается купить 600 вагонов, заявляет Криворучко. На доходы компании влияет не только пассажиропоток: с прошлого февраля в поездах появились почти вдвое более дорогие билеты в вагоны бизнес-класса.

С декабря начнет курсировать поезд между вокзалом и аэропортом в Сочи. Большие надежды у компании – на чемпионат мира по футболу 2018 г.: планируется запустить электрички до аэропортов в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Калининграде и Сочи. По прогнозам РЖД, через семь лет пассажиропоток из Москвы до аэропортов составит 20 млн человек, в Петербурге – около 4 млн, Сочи – 1,22 млн.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать