Продажи коммерческих автомобилей будут расти еще несколько лет


По оценкам управляющего директора ФГ БКС Сергея Данилова, объем продаж грузовиков, включая легкие коммерческие автомобили (LCV), в первом полугодии вырос более чем на 85% и составил 142 400 машин. Рынок автобусов вырос не так существенно — на 27% до 23 300 машин, подсчитал эксперт.

По данным Росстата, за январь—июль текущего года российские компании продали 12 000 грузовых автомобилей общего назначения, специализированных и седельных тягачей — на 38,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов за семь месяцев выросли на 75,8% до 85 500.

Спрос на автомобили стимулируют высокий уровень износа техники в стране (по отдельным позициям превышает 50%), масштабное строительство дорог, спортивных объектов к Олимпиаде, Универсиаде и ЧМ-2018, а также возрождение программ лизинга и автокредитования, говорит ведущий эксперт «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов.

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин одним из факторов роста продаж называет улучшение финансового положения большинства российских компаний, в том числе благодаря доступности кредитных ресурсов. «Помимо общих тенденций к росту спроса на продукцию автопрома существенную роль играет фактор локализации производства и сотрудничества зарубежных производителей с отечественными, в том числе путем создания совместных предприятий», — комментирует Маркин. Последняя из сделок такого рода — сентябрьское соглашение между «Камазом» и бразильским концерном Marcopolo о создании СП по производству автобусов. К 2016 г. выпуск автобусов планируется довести до 3000 единиц в год.

По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский автомобильный рынок в этом году вырастет на 30%, что будет соответствовать уровню 2010 г.

Грузовики берут ценой

В сегменте грузовых автомобилей неизменно лидирует продукция «Камаза»: за шесть месяцев на учет было поставлено более 13 300 новых грузовиков, говорит аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин. Практически в три раза меньше — около 4500 — было зарегистрировано «МАЗов». За счет хорошего спроса на среднетоннажную технику ГАЗ занял 3-е место — 3100 грузовиков.

Высокий спрос на грузовики после кризиса директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев объясняет ростом объемов строительных и дорожных работ в стране. По данным пресс-службы, по итогам полугодия компания выпустила более 28 000 «Камазов», из них продала свыше 26 000 грузовиков. В 2010 г. автозавод произвел 32 000 машины, в 2009 г. — 28 000.

В конце апреля совет директоров «Камаза» увеличил первоначальный прогноз по продажам на этот год на 6,9% до 38 300 автомобилей. «Даже по сравнению с этим увеличенным планом мы идем с опережением в среднем на 10-20% в зависимости от месяца и сезонности», — говорит Афанасьев. Он убежден, что сейчас «дополнительных мер по стимуляции продаж не требуется». Впрочем, компания активно развивает лизинг, добавляет он.

В первом полугодии группа ГАЗ реализовала на рынках России, СНГ и дальнего зарубежья 5287 полноприводных автомобилей «Урал», рост продаж составил 10% по сравнению с первым полугодием 2010 г., сообщила пресс-служба компании. При этом экспортные продажи «Уралов» увеличились более чем в два раза до 587 грузовиков, в основном за счет поставок военной техники через «Рособоронэкспорт». В 2010 г. компания продала 11 061 «Урал», в 2009 г. — 7462 машины. В группе ГАЗ рассчитывают, что динамика роста продаж «Уралов» в 2011 г. сохранится на уровне первого полугодия, т. е. по итогам года продажи вырастут на 10%. В 2012 г. автозавод планирует оснастить свои грузовики двигателями экологического стандарта «Евро-4», модернизировать интерьер кабины и выпустить опытно-промышленную партию «Уралов» сельскохозяйственного назначения, сообщили в пресс-службе предприятия.

«Высокий спрос на отечественные грузовики подстегивается их дешевизной», — уверен управляющий директор ФГ БКС Сергей Данилов. Например, цены на грузовики MAN варьируются в диапазоне 90 000-100 000 евро, что в два раза выше стоимости «Камазов», отмечает эксперт. «Соответственно, и сроки окупаемости нашей техники в два раза меньше», — добавляет он.

«Сейчас у многих заказчиков нет уверенности в том, что он будет постоянно загружен работой, соответственно, лучше взять более дешевый отечественный вариант, который проще окупить, чем дорогой иностранный. Значение имеет и более дешевый ремонт. То есть, грубо говоря, отечественную продукцию берут не от хорошей жизни, а исключительно из соображений экономии. На авторынке боятся второй волны кризиса и резкого сокращения перевозок, которое может легко уронить рынок на 30-40%», — комментирует Данилов.

Констатируют рост продаж грузовиков в России и зарубежные производители. «Рено тракс восток» продала на территории России, Белоруссии и Казахстана 800 грузовиков, что в два с лишним раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал гендиректор Фабрис Горлье: «Наш завод под Калугой планово наращивает объемы производства. В прошлом году завод выпускал три машины в день, с начала 2011 г. с конвейера выходило шесть единиц техники ежедневно, а с сентября завод начал работать в две смены, что позволяет производить девять автомобилей в день».

В 2010 г. компания произвела 300 грузовиков. В этом году «Рено тракс восток» планирует продать 1500 грузовиков, из которых 60% составляют тягачи. «Также с этого года мы стали делать упор на реализацию шасси Kerax, продажи которых, как предполагается, составят 40% от общей цифры продаж», — говорит Горлье.

С плановым увеличением мощности завода в Калуге объемы производства компании в 2012 г., по прогнозам Горлье, составят 2600 машин, в 2013 г. — 3500, в 2014 г., когда запланирован выход на плановую мощность, — 5000. По прогнозам аналитика «Автостата» Дмитрия Ярыгина, в этом году в России будет зарегистрировано 113 200 новых автомобилей. Это на 50% больше, чем в 2010 г.

«Рост произойдет преимущественно за счет предприятий среднего бизнеса. В полной мере проявит себя фактор отложенного спроса. Ведь парк нуждается в обновлении — возраст более 80% грузовиков превышает 10 лет. Собственники грузовых парков, которые должны были в кризисный период поменять старые автомобили на новые, но из-за сложной экономической ситуации не смогли этого сделать, будут в текущем году обновлять парк. Невозможно построить нормально работающий бизнес на старых грузовиках — нужны экономичные современные модели. Потребуется грузовая техника и на реализацию многочисленных государственных проектов, включая строительство домов, дорог и прочих объектов», — говорит Ярыгин. Докризисный уровень рынок превысит в 2013 г., после чего рост рынка замедлится, убежден Ярыгин. «В то же время сильно может подтолкнуть рынок вверх полный запрет на эксплуатацию устаревших грузовиков с неэкологичными двигателями. Такая мера прописана как мера государственной поддержки автомобильной отрасли в стратегии развития российского автопрома до 2020 г.», — добавляет аналитик.

Лидерство — за «Газелями»

Председатель комитета автопроизводителей AEБ Дэвид Томас ожидает, что продажи легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей в России в 2011 г. составят 2,24 млн машин (в 2010 г. — 1,9 млн вместо прогнозируемых в июле прошлого года 1,67 млн).

В сегменте LCV лидером остается ГАЗ. По данным пресс-службы, за шесть месяцев группа ГАЗ продала 7000 среднетоннажных автомобилей (+49% по сравнению с тем же периодом 2010 г.), 38 500 легких коммерческих (+36%). В 2010 г. компания продала 61 300 «Газелей» и «Соболей» на российском рынке, в 2009 г. — 42 300. Рост составил 45%, тогда как общий рост российского рынка в этом сегменте достиг лишь 32% (по данным АЕБ в России). Общие продажи автомобилей «ГАЗ» в 2010 г. составили 82 000 единиц (рост — 32% по сравнению с 2009 г.). Прогноз продаж автомобилей «ГАЗ» на 2011 г. составляет свыше 100 000.

Рост продаж LCV в компании также связывают с модернизацией модельного ряда: на автомобилях появились дизельные двигатели Cummins и серийно устанавливаемое газобаллонное оборудование, началась установка оцинкованных деталей оснований кузовов и кабин автомобилей «Газель» и «Соболь», стали устанавливаться эргономичные и более долговечные пассажирские сиденья с поручнями и подголовниками. По легким коммерческим автомобилям доля машин с дизельным двигателем Cummins за первый год продаж (сентябрь 2010 г. — сентябрь 2011 г.) составила 20%, по автомобилям с газово-бензиновыми двигателями — 10%.

Замдиректора газовского дилера ТКЦ ГАЗ АТО Михаил Тренкин рассказал, что за полгода компания продала 930 газовских машин (на 15% больше, чем годом ранее), в основном «Газелей» и «Садко». «Люди ожидали повышения цен на газовскую продукцию с 1 июля, поэтому продажи выросли», — пояснил Тренкин.

За шесть месяцев этого года «Соллерс» продал 10 736 автомобилей «УАЗ» (за тот же период 2010 г. — 9576) и 6902 автомобиля Fiat (5268), сообщила пресс-служба компании. «Продажи “УАЗов” в первом полугодии этого года росли медленнее рынка по причине вынужденной паузы с января по май в производстве микроавтобусов из-за внедрения АБС», — поясняет пресс-служба.

У сегмента LCV хорошие перспективы роста: у российских компаний сейчас появились ресурсы для замены устаревшего автопарка, изношенность которого — преимущественно микроавтобусов — сегодня составляет 25-30%, говорит Баранов из «Финам менеджмента».

Пресс-служба группы ГАЗ говорит, что компания будет продолжать проводить маркетинговые акции, направленные на увеличение продаж в тех сегментах, где LCV ГАЗа имеют наибольшее преимущество перед конкурентами. Например, предлагать покупателям семиместный фургон по цене трехместного, а также полноприводный автомобиль «Газель» или «Соболь» по цене заднеприводного автомобиля.

«Дальнейший рост доли в сегменте LCV мы связываем с запуском производства в России семейства легких коммерческих автомобилей Ford Transit, которые начнут выпускаться в Особой экономической зоне “Алабуга” в рамках совместного предприятия Ford Sollers, — рассказали в пресс-службе “Соллерса”. — В настоящее время на заводе ОЭЗ “Алабуга” уже вовсю идут подготовительные работы к запуску этого производства. Мы уверены, что локализация Ford Transit в России позволит сделать эту модель лидером в сегменте легких коммерческих автомобилей».

ПАЗ опередил всех

Среди автобусов наиболее востребована продукция ПАЗа — за полгода зарегистрировано 3900 новых автобусов, что, в частности, обусловлено их невысокой стоимостью на фоне конкурентов, говорит Ярыгин из «Автостата».

Группа ГАЗ за шесть месяцев продала автобусов на 19% больше, чем годом ранее, сообщает пресс-служба. Наиболее значимого роста компания достигла на рынках СНГ и Дальнего зарубежья: экспортные продажи автобусов выросли на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля экспорта в объеме продаж автобусов группы ГАЗ достигла 21%, тогда как аналогичный показатель предыдущего периода составлял 13%. Основным фактором роста продаж автобусов в среднем и малом классе стал старт программы продвижения автобусов семейства ПАЗ-3204 в Центральном и Приволжском федеральных округах РФ, а также реализация крупных экспортных контрактов (Никарагуа, страны СНГ), поясняет пресс-служба.

Сдерживающим фактором развития в сегменте автобусов дальнего следования является действие постановления правительства РФ об отмене таможенных пошлин на междугородные автобусы экологического класса «Eвро-4» и выше, что привело к увеличению импорта автобусов данного класса иностранных производителей, сетуют в группе ГАЗ.

Правда, в конце июня и в августе группа ГАЗ выиграла тендеры на поставку в Москву в общей сложности около 2000 автобусов «ЛиАЗ» экологических стандартов «Eвро-4-5-EEV», которые выйдут на маршруты столицы до конца этого года.

В этом году группа ГАЗ рассчитывает продать около 14 000 автобусов. В 2010 г. компания выпустила 10 800 автобусов, в 2009 г. — 9800.

Будущее — за СП

По мнению Маркина из «Инвесткафе», стоит ожидать восходящего тренда на российском автомобильном рынке до 2013-2014 гг., поскольку сейчас спрос опережает предложение и рынок еще не достиг своего насыщения. В то же время эксперт указывает и на ряд тормозов рынка: «Исторически сложилась такая ситуация, что сегмент грузовых и коммерческих автомобилей, а также автобусов в отечественном автопроме сейчас существенно отстает по уровню развития технологий в сравнении с зарубежными аналогами. С другой стороны, наметившаяся в последнее время тенденция сотрудничества отечественных автозаводов с иностранными производителями позволяет производить более совершенную, качественную и конкурентоспособную продукцию. Именно по пути консолидации и объединения и пойдет российский автопром в обозримом будущем».

Яркий тому пример — сотрудничество «Камаза» с Daimler. На выставке «Комтранс-2011» компании объявили о разработке новой модели — «Камаз»-5490, серийное производство которой запланировано на 2013 г.

«Сильные игроки на рынке грузовых автомобилей, автобусов и LCV — “Камаз”, “Урал”, ГАЗ, ПАЗ — укрепят свои позиции. Более слабым предприятиям, объемы производства которых невысоки, скорее всего, придется находить партнеров и создавать СП, — считает Ярыгин из “Автостата”. — Из-за появления все большего количества конкурентов, в частности из Китая, продукция российских заводов будет неконкурентоспособной, спрос на нее будет падать, а за счет низких объемов выпуска продукция будет нерентабельна, и, как следствие, это приведет к их банкротству».