Продажи коммерческих автомобилей будут расти еще несколько лет

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

По данным Росстата, за январь—июль текущего года российские компании продали 12 000 грузовых автомобилей общего назначения, специализированных и седельных тягачей — на 38,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов за семь месяцев выросли на 75,8% до 85 500.

По оценкам управляющего директора ФГ БКС Сергея Данилова, объем продаж грузовиков, включая легкие коммерческие автомобили (LCV), в первом полугодии вырос более чем на 85% и составил 142 400 машин. Рынок автобусов вырос не так существенно — на 27% до 23 300 машин, подсчитал эксперт.

Спрос на автомобили стимулируют высокий уровень износа техники в стране (по отдельным позициям превышает 50%), масштабное строительство дорог, спортивных объектов к Олимпиаде, Универсиаде и ЧМ-2018, а также возрождение программ лизинга и автокредитования, говорит ведущий эксперт «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов.

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин одним из факторов роста продаж называет улучшение финансового положения большинства российских компаний, в том числе благодаря доступности кредитных ресурсов. «Помимо общих тенденций к росту спроса на продукцию автопрома существенную роль играет фактор локализации производства и сотрудничества зарубежных производителей с отечественными, в том числе путем создания совместных предприятий», — комментирует Маркин. Последняя из сделок такого рода — сентябрьское соглашение между «Камазом» и бразильским концерном Marcopolo о создании СП по производству автобусов. К 2016 г. выпуск автобусов планируется довести до 3000 единиц в год.

По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский автомобильный рынок в этом году вырастет на 30%, что будет соответствовать уровню 2010 г.

Грузовики берут ценой

В сегменте грузовых автомобилей неизменно лидирует продукция «Камаза»: за шесть месяцев на учет было поставлено более 13 300 новых грузовиков, говорит аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин. Практически в три раза меньше — около 4500 — было зарегистрировано «МАЗов». За счет хорошего спроса на среднетоннажную технику ГАЗ занял 3-е место — 3100 грузовиков.

Высокий спрос на грузовики после кризиса директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев объясняет ростом объемов строительных и дорожных работ в стране. По данным пресс-службы, по итогам полугодия компания выпустила более 28 000 «Камазов», из них продала свыше 26 000 грузовиков. В 2010 г. автозавод произвел 32 000 машины, в 2009 г. — 28 000.

В конце апреля совет директоров «Камаза» увеличил первоначальный прогноз по продажам на этот год на 6,9% до 38 300 автомобилей. «Даже по сравнению с этим увеличенным планом мы идем с опережением в среднем на 10-20% в зависимости от месяца и сезонности», — говорит Афанасьев. Он убежден, что сейчас «дополнительных мер по стимуляции продаж не требуется». Впрочем, компания активно развивает лизинг, добавляет он.

В первом полугодии группа ГАЗ реализовала на рынках России, СНГ и дальнего зарубежья 5287 полноприводных автомобилей «Урал», рост продаж составил 10% по сравнению с первым полугодием 2010 г., сообщила пресс-служба компании. При этом экспортные продажи «Уралов» увеличились более чем в два раза до 587 грузовиков, в основном за счет поставок военной техники через «Рособоронэкспорт». В 2010 г. компания продала 11 061 «Урал», в 2009 г. — 7462 машины. В группе ГАЗ рассчитывают, что динамика роста продаж «Уралов» в 2011 г. сохранится на уровне первого полугодия, т. е. по итогам года продажи вырастут на 10%. В 2012 г. автозавод планирует оснастить свои грузовики двигателями экологического стандарта «Евро-4», модернизировать интерьер кабины и выпустить опытно-промышленную партию «Уралов» сельскохозяйственного назначения, сообщили в пресс-службе предприятия.

«Высокий спрос на отечественные грузовики подстегивается их дешевизной», — уверен управляющий директор ФГ БКС Сергей Данилов. Например, цены на грузовики MAN варьируются в диапазоне 90 000-100 000 евро, что в два раза выше стоимости «Камазов», отмечает эксперт. «Соответственно, и сроки окупаемости нашей техники в два раза меньше», — добавляет он.

«Сейчас у многих заказчиков нет уверенности в том, что он будет постоянно загружен работой, соответственно, лучше взять более дешевый отечественный вариант, который проще окупить, чем дорогой иностранный. Значение имеет и более дешевый ремонт. То есть, грубо говоря, отечественную продукцию берут не от хорошей жизни, а исключительно из соображений экономии. На авторынке боятся второй волны кризиса и резкого сокращения перевозок, которое может легко уронить рынок на 30-40%», — комментирует Данилов.

Констатируют рост продаж грузовиков в России и зарубежные производители. «Рено тракс восток» продала на территории России, Белоруссии и Казахстана 800 грузовиков, что в два с лишним раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал гендиректор Фабрис Горлье: «Наш завод под Калугой планово наращивает объемы производства. В прошлом году завод выпускал три машины в день, с начала 2011 г. с конвейера выходило шесть единиц техники ежедневно, а с сентября завод начал работать в две смены, что позволяет производить девять автомобилей в день».

В 2010 г. компания произвела 300 грузовиков. В этом году «Рено тракс восток» планирует продать 1500 грузовиков, из которых 60% составляют тягачи. «Также с этого года мы стали делать упор на реализацию шасси Kerax, продажи которых, как предполагается, составят 40% от общей цифры продаж», — говорит Горлье.

С плановым увеличением мощности завода в Калуге объемы производства компании в 2012 г., по прогнозам Горлье, составят 2600 машин, в 2013 г. — 3500, в 2014 г., когда запланирован выход на плановую мощность, — 5000. По прогнозам аналитика «Автостата» Дмитрия Ярыгина, в этом году в России будет зарегистрировано 113 200 новых автомобилей. Это на 50% больше, чем в 2010 г.

«Рост произойдет преимущественно за счет предприятий среднего бизнеса. В полной мере проявит себя фактор отложенного спроса. Ведь парк нуждается в обновлении — возраст более 80% грузовиков превышает 10 лет. Собственники грузовых парков, которые должны были в кризисный период поменять старые автомобили на новые, но из-за сложной экономической ситуации не смогли этого сделать, будут в текущем году обновлять парк. Невозможно построить нормально работающий бизнес на старых грузовиках — нужны экономичные современные модели. Потребуется грузовая техника и на реализацию многочисленных государственных проектов, включая строительство домов, дорог и прочих объектов», — говорит Ярыгин. Докризисный уровень рынок превысит в 2013 г., после чего рост рынка замедлится, убежден Ярыгин. «В то же время сильно может подтолкнуть рынок вверх полный запрет на эксплуатацию устаревших грузовиков с неэкологичными двигателями. Такая мера прописана как мера государственной поддержки автомобильной отрасли в стратегии развития российского автопрома до 2020 г.», — добавляет аналитик.

Лидерство — за «Газелями»

Председатель комитета автопроизводителей AEБ Дэвид Томас ожидает, что продажи легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей в России в 2011 г. составят 2,24 млн машин (в 2010 г. — 1,9 млн вместо прогнозируемых в июле прошлого года 1,67 млн).

В сегменте LCV лидером остается ГАЗ. По данным пресс-службы, за шесть месяцев группа ГАЗ продала 7000 среднетоннажных автомобилей (+49% по сравнению с тем же периодом 2010 г.), 38 500 легких коммерческих (+36%). В 2010 г. компания продала 61 300 «Газелей» и «Соболей» на российском рынке, в 2009 г. — 42 300. Рост составил 45%, тогда как общий рост российского рынка в этом сегменте достиг лишь 32% (по данным АЕБ в России). Общие продажи автомобилей «ГАЗ» в 2010 г. составили 82 000 единиц (рост — 32% по сравнению с 2009 г.). Прогноз продаж автомобилей «ГАЗ» на 2011 г. составляет свыше 100 000.

Рост продаж LCV в компании также связывают с модернизацией модельного ряда: на автомобилях появились дизельные двигатели Cummins и серийно устанавливаемое газобаллонное оборудование, началась установка оцинкованных деталей оснований кузовов и кабин автомобилей «Газель» и «Соболь», стали устанавливаться эргономичные и более долговечные пассажирские сиденья с поручнями и подголовниками. По легким коммерческим автомобилям доля машин с дизельным двигателем Cummins за первый год продаж (сентябрь 2010 г. — сентябрь 2011 г.) составила 20%, по автомобилям с газово-бензиновыми двигателями — 10%.

Замдиректора газовского дилера ТКЦ ГАЗ АТО Михаил Тренкин рассказал, что за полгода компания продала 930 газовских машин (на 15% больше, чем годом ранее), в основном «Газелей» и «Садко». «Люди ожидали повышения цен на газовскую продукцию с 1 июля, поэтому продажи выросли», — пояснил Тренкин.

За шесть месяцев этого года «Соллерс» продал 10 736 автомобилей «УАЗ» (за тот же период 2010 г. — 9576) и 6902 автомобиля Fiat (5268), сообщила пресс-служба компании. «Продажи “УАЗов” в первом полугодии этого года росли медленнее рынка по причине вынужденной паузы с января по май в производстве микроавтобусов из-за внедрения АБС», — поясняет пресс-служба.

У сегмента LCV хорошие перспективы роста: у российских компаний сейчас появились ресурсы для замены устаревшего автопарка, изношенность которого — преимущественно микроавтобусов — сегодня составляет 25-30%, говорит Баранов из «Финам менеджмента».

Пресс-служба группы ГАЗ говорит, что компания будет продолжать проводить маркетинговые акции, направленные на увеличение продаж в тех сегментах, где LCV ГАЗа имеют наибольшее преимущество перед конкурентами. Например, предлагать покупателям семиместный фургон по цене трехместного, а также полноприводный автомобиль «Газель» или «Соболь» по цене заднеприводного автомобиля.

«Дальнейший рост доли в сегменте LCV мы связываем с запуском производства в России семейства легких коммерческих автомобилей Ford Transit, которые начнут выпускаться в Особой экономической зоне “Алабуга” в рамках совместного предприятия Ford Sollers, — рассказали в пресс-службе “Соллерса”. — В настоящее время на заводе ОЭЗ “Алабуга” уже вовсю идут подготовительные работы к запуску этого производства. Мы уверены, что локализация Ford Transit в России позволит сделать эту модель лидером в сегменте легких коммерческих автомобилей».

ПАЗ опередил всех

Среди автобусов наиболее востребована продукция ПАЗа — за полгода зарегистрировано 3900 новых автобусов, что, в частности, обусловлено их невысокой стоимостью на фоне конкурентов, говорит Ярыгин из «Автостата».

Группа ГАЗ за шесть месяцев продала автобусов на 19% больше, чем годом ранее, сообщает пресс-служба. Наиболее значимого роста компания достигла на рынках СНГ и Дальнего зарубежья: экспортные продажи автобусов выросли на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля экспорта в объеме продаж автобусов группы ГАЗ достигла 21%, тогда как аналогичный показатель предыдущего периода составлял 13%. Основным фактором роста продаж автобусов в среднем и малом классе стал старт программы продвижения автобусов семейства ПАЗ-3204 в Центральном и Приволжском федеральных округах РФ, а также реализация крупных экспортных контрактов (Никарагуа, страны СНГ), поясняет пресс-служба.

Сдерживающим фактором развития в сегменте автобусов дальнего следования является действие постановления правительства РФ об отмене таможенных пошлин на междугородные автобусы экологического класса «Eвро-4» и выше, что привело к увеличению импорта автобусов данного класса иностранных производителей, сетуют в группе ГАЗ.

Правда, в конце июня и в августе группа ГАЗ выиграла тендеры на поставку в Москву в общей сложности около 2000 автобусов «ЛиАЗ» экологических стандартов «Eвро-4-5-EEV», которые выйдут на маршруты столицы до конца этого года.

В этом году группа ГАЗ рассчитывает продать около 14 000 автобусов. В 2010 г. компания выпустила 10 800 автобусов, в 2009 г. — 9800.

Будущее — за СП

По мнению Маркина из «Инвесткафе», стоит ожидать восходящего тренда на российском автомобильном рынке до 2013-2014 гг., поскольку сейчас спрос опережает предложение и рынок еще не достиг своего насыщения. В то же время эксперт указывает и на ряд тормозов рынка: «Исторически сложилась такая ситуация, что сегмент грузовых и коммерческих автомобилей, а также автобусов в отечественном автопроме сейчас существенно отстает по уровню развития технологий в сравнении с зарубежными аналогами. С другой стороны, наметившаяся в последнее время тенденция сотрудничества отечественных автозаводов с иностранными производителями позволяет производить более совершенную, качественную и конкурентоспособную продукцию. Именно по пути консолидации и объединения и пойдет российский автопром в обозримом будущем».

Яркий тому пример — сотрудничество «Камаза» с Daimler. На выставке «Комтранс-2011» компании объявили о разработке новой модели — «Камаз»-5490, серийное производство которой запланировано на 2013 г.

«Сильные игроки на рынке грузовых автомобилей, автобусов и LCV — “Камаз”, “Урал”, ГАЗ, ПАЗ — укрепят свои позиции. Более слабым предприятиям, объемы производства которых невысоки, скорее всего, придется находить партнеров и создавать СП, — считает Ярыгин из “Автостата”. — Из-за появления все большего количества конкурентов, в частности из Китая, продукция российских заводов будет неконкурентоспособной, спрос на нее будет падать, а за счет низких объемов выпуска продукция будет нерентабельна, и, как следствие, это приведет к их банкротству».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more