Правительство поможет перевозчикам обновить парк

Минтранс не стал тянуть с выполнением поручения президента Дмитрия Медведева помочь обновить парк российских авиакомпаний. Министерство предлагает правительству субсидировать часть процентов по кредитам на покупку иностранных региональных самолетов
Д.Гришкин

После авиакатастрофы Як-42Д под Ярославлем президент Дмитрий Медведев поручил до 1 февраля 2012 г. принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга самолетов независимо от страны-производителя. Нужна «большая программа» обновления парка гражданской авиации, заявил Медведев после трагедии и потребовал отказаться от поддержки авиапрома: «Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей».

Минтранс предлагает субсидировать 75% ставки банкам, которые кредитуют закупки региональных иностранных самолетов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на замминистра транспорта Валерия Окулова. «Субсидирование – вполне рабочий механизм: банк выделяет кредит на покупку техники под 10–12%, а ему бюджет компенсирует три четверти – для конечного получателя, т. е. авиакомпании, кредит получается под 2,5–3%, что вполне симпатично», – отметил он. Предложения разработаны, обсуждаются с перевозчиками и лизинговыми компаниями, заметил чиновник. В числе финансовых институтов он назвал ВЭБ, ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк.

Совещание на данную тему было на прошлой неделе, вариант по субсидированию ставки – интересное решение, сообщил менеджер «Ютэйр». Этот перевозчик – крупнейший эксплуатант старых «Ту» и «Як». Поэтому у «Ютэйр» обширная программа обновления парка. Так, в этом году компания подписала договор на поставку 20 региональных самолетов французско-итальянского производства ATR-72-500, сумма сделки – $426 млн. ATR-72-500 – турбовинтовой самолет вместимостью от 68 до 74 человек, дальность полета – более 1500 км. Сейчас у «Ютэйр» 17 ATR. Новые самолеты будут летать на внутренних рейсах как в России, так и на Украине. Кроме того, «Ютэйр» подписала твердый контракт на 24 SSJ.

Но Минтранс еще не дал определение, что такое региональный самолет, оговаривается менеджер «Ютэйр». Этот же вопрос волнует и лизинговую компанию «Ильюшин финанс» (ИФК). По ее расчетам, России до 2020 г. потребуется не менее 130 самолетов вместимостью 70–100 кресел. SSJ100 может заместить только верхний сегмент (около 100 кресел). Темпы производства в России 75-местных Ан-148 (5–7 самолетов в год) недостаточны для насыщения рынка, отмечает представитель ИФК. Наиболее тяжелая ситуация складывается с самолетами вместимостью менее 50 кресел – их у нас никто не производит. А потребность высокая: самолеты с 30–50 креслами – не менее 100 единиц, с 20–30 креслами – 50, с 10–12 креслами – 300. Представитель Объединенной авиастроительной корпорации от комментариев отказался, отметив лишь, что сейчас есть норма, при которой возмещается часть затрат перевозчиков за лизинг отечественной техники.