«Трансперенси интернешнл» проверила «Росатом» на прозрачность госзакупок


На совместном заседании Совета по повышению прозрачности деятельности и общественного совета «Росатома» был представлен доклад «Система закупок для нужд государственной корпорации «Росатом». Оценка коррупционных рисков» с рекомендациями по совершенствованию нормативной базы, регулирующей систему закупок, в том числе «Единого отраслевого стандарта закупок».

«Росатом» - первая госкорпорация в России, согласившаяся на подобное исследование. Первый мониторинг ее системы закупок проводился экспертами «Трансперенси интернешнл – Р» в ноябре 2010 г., его результаты обсуждались с представителями «Росатома». По результатам повторного исследования экспертами центра отмечено повышение уровня прозрачности и улучшение нормативной базы, но также выявлены факты нарушения положений ЕОСЗ и внутренних документов госкорпорации «Росатом».

Так как госкорпорации контролируются только внутренними структурами и на них не распространяется контроль ФАС, это позволяет им осуществлять непрозрачные процедуры и нарушать нормативы без возможности обжалования со стороны. Предметом исследования были только закупки, связанные с хозяйственной деятельностью госкорпорации.

Эксперты центра «ТИ – Р» по результатам анализа делают вывод, что нормативно установленные ограничения в выборе способа размещения заказа не гарантируют использование более прозрачных и открытых процедур закупок. Методика расчета начальных цен закупок носит рекомендательный характер, заказчики не ссылаются на нее, поэтому невозможно проверить, действительно ли это рыночная цена. Нормы ЕОСЗ не исключают возможности устанавливать дополнительные требования к участникам торгов на усмотрение заказчиков, что ограничивает конкуренцию. Ни в одной публичной системе закупок в нашей стране нет механизма выявления и предупреждения конфликта интересов между участниками процесса размещения заказов, и это существенно увеличивает коррупционные риски. Осуществлению общественного контроля также мешает отсутствие информационных ресурсов, которые бы отражали открытость процедур планирования заказов, как это происходит в США и Великобритании.

По словам генерального директора центра «ТИ – Р» Елены Панфиловой, «Росатом» стал тестовым полигоном тех методик, которые нужно в дальнейшем применять ко всем госкорпорациям, и даже небольшая поправка в этой системе вызовет значительную экономию средств. Эксперты центра в 2012 г. намерены провести мониторинг деятельности и других госкорпораций, например «Роснано» и «Олимпстроя».

В связи с тем, что с 1 января 2012 г. вступает в силу закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», каждая госкорпорация будет обязана принять свой стандарт осуществления закупок и опубликовать его у себя на сайте. С таблицей закупок госкорпорации «Росатом» можно ознакомиться на сайте zakupki.rosatom.ru