Российские потребители верят в светлое будущее

Россияне в отличие от потребителей в остальном мире в III квартале верили, что в будущем смогут зарабатывать и тратить больше, не откладывали деньги и покупали товары длительного пользования
Smart Money

Большинство респондентов в мире (64%) считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый пятый европеец и каждый третий американец сообщают, что у них нет свободных денег. Об этом свидетельствуют данные индекса потребительского доверия Nielsen. В России в III квартале 2011 г. он увеличился на 7 пунктов по сравнению со II кварталом 2011 г. до 89 пунктов, в то время как глобальный индекс снизился на один пункт до 88. Nielsen опрашивает почти 28 000 респондентов в 56 странах мира, в этот раз исследование проводилось с 30 августа по 16 сентября.

«По всей зоне евро процветает долговой кризис и крайне высокая нестабильность финансовых рынков, что снижает уровень доверия потребителей, особенно в Португалии (индекс составил 40 пунктов), Ирландии (64), Греции (51) и Испании (56)», – отметил главный экономист The Cambridge Group Венкатеш Бала (его слова приведены в сообщении Nielsen).

Россияне наперекор мировому тренду в III квартале стали смотреть в будущее оптимистичнее, чем во втором: 50% респондентов оценили состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как «отличные и очень хорошие» (40% во II квартале), 39% сказали, что сейчас хорошее время для покупок (28% за три месяца до этого). «С 2008 г. российские потребители сдерживали свои траты, однако в III квартале 2011 г. они предпочли стратегию «здесь и сейчас», – объяснил региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер.

В III квартале жители России отдавали предпочтение потреблению в ущерб накоплению, соглашается аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. «Причем спрос особенно увеличился на товары длительного пользования: на автомобили, бытовую технику и электронику. Новости о трудностях европейских экономик и снижение курса рубля по отношению к доллару и евро подогрели продажи. Логика потребителей проста: лучше купить сейчас, чем ждать, когда обесценится валюта», – объясняет он. По данным Росстата, в III квартале оборот розничной торговли вырос на 7,6% (8,4% за аналогичный период 2010 г.), а реальные располагаемые денежные доходы населения – на 1,7%.

За III квартал в России было продано в общей сложности 684 936 автомобилей, в июле рост продаж составил 27% год к году, в августе – 32%, в сентябре – 26%, напоминает вице-президент Ассоциации российских автодилеров Олег Мосеев. Но он объясняет это не высокими ожиданиями покупателей, а отложенным спросом – в первом полугодии у автодилеров был дефицит машин. Настроение потребителей, по его наблюдениям, ухудшается. «Это видно по сокращению числа звонков и визитов в автосалоны в столице и регионах», – говорит Мосеев.

Ажиотажного спроса в III квартале не было, соглашается представитель сети магазинов «М.видео», торгующей электроникой. Компания, по его словам, отметила «спокойный потребительский интерес». Продажи «М.видео» по сопоставимым магазинам (LFL) за этот период увеличились всего на 3,6% (за первое полугодие – на 11,4%), что ритейлер объяснил высокой базой прошлого года.

Розничные сети, торгующие продовольствием, в III квартале зафиксировали снижение динамики продаж и количества покупателей. Рост LFL-продаж Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») замедлился до 4% в III квартале с 11% в первом полугодии, а число покупателей сократилось на 4%. Проблемы в мировой и российской экономике уже привели к спаду потребительской активности россиян – потребитель начал экономить, объяснила Х5.

Опрос проходил в период, предшествовавший девальвации рубля, объясняют в Nielsen. Исследователи ожидают, что в IV квартале индекс потребительского доверия россиян может быть ниже. Наиболее уязвимыми сегментами потребительского рынка в условиях кризиса могут стать рынки одежды и обуви, общественного питания и туризма. При уменьшении бюджета на 10% респонденты исследования сказали, что в первую очередь сократят необязательные расходы, особенно в области «одежды и обуви» (-21%) и «посещений ресторанов» (-18%). Потребители также указали на сокращение расходов на «электронику и бытовую технику» (-14%). «Эти три сектора окажутся наиболее уязвимыми при ухудшении экономического климата», – продолжил д-р Бала.