Роспотребнадзор хочет исключить комиссию при оплате сотовой связи через терминалы


Комиссии при оплате услуг сотовой связи через терминалы на территории России могут отменить; возможно, это повлечет рост издержек для сотовых операторов. Роспотребнадзор и Союз потребителей создадут специальную рабочую группу для разработки такого нормативного документа. Если их поправки к закону о платежных терминалах и вендинговом оборудовании (ст. 498 Гражданского кодекса) будут приняты, владельцев терминалов обяжут переводить на счет потребителя всю вносимую сумму.

Роспотребнадзор обосновывает инициативу тем, что по законодательству потребитель вообще не должен платить владельцу терминала, который является платежным агентом. В законе о защите прав потребителей (ст. 37) говорится, что платежный агент обязан перечислить оплату за товар или услугу в том объеме, в каком потребитель вложил деньги в терминал.

По словам председателя союза потребителей России Петра Шелища, в последнее время операторы связи резко сократили вознаграждение для владельцев терминалов. Возможно, именно это подталкивает платежных агентов повышать размеры комиссии.

С 1 апреля 2011 г. владельцев платежных терминалов уже обязали оборудовать их кассовыми аппаратами. После этого комиссия, взимаемая с потребителя, выросла вдвое. Сегодня в среднем по стране она составляет 7%. В Москве средняя комиссия — 10%, но в некоторых местах (например, на Павелецком вокзале и в аэропортах) на счет абонента не дойдет 20% от внесенной суммы.

Мобильные операторы уже предлагали владельцам терминалов ограничить комиссию потребителей 5%. За снижение высказывалась одна из крупнейших платежных систем — QIWI. Однако на кого планировалось переложить дополнительные расходы, тогда не сообщалось.

Противники готовящихся поправок утверждают, что размер комиссии зависит от высокой арендной платы, поэтому многие терминалы просто исчезнут с улиц города.