Группа «Сумма» станет совладелицей трех из четырех крупнейших экспортных терминалов

Группа «Сумма» будет совладельцем трех из четырех крупнейших терминалов, через которые отправляется на экспорт российское зерно. Она договорилась с Объединенной зерновой компанией о строительстве терминала мощностью 5 млн т на Дальнем Востоке
Bloomberg

«Сумма» (ее основным владельцем считается Зиявудин Магомедов) и государственная Объединенная зерновая компания (ОЗК) будут вместе строить зерновой терминал в порту Восточный, рассказали «Ведомостям» представители «Суммы» и ОЗК. Терминал будет строиться в бухте Врангеля, в северной части порта Восточный, передал через представителя первый вице-президент «Суммы» Александр Винoкурoв. Землю под терминал, по его словам, «Сумма» уже арендовала.

Объединенная зерновая компания

Торговля зерном. акционер – Росимущество (100%). финансовые показатели (данные компании, 2010 г.): выручка – 9,2 млрд руб., прибыль – 179,8 млн руб.

Терминал позволит переваливать до 5 млн т зерна в год. Строительство начнется в следующем году, заработать он должен в 2014 г. Запланированные инвестиции в проект – до 5 млрд руб. (каковы будут доли в них партнеров, собеседники «Ведомостей» не говорят). Для строительства терминала будет создана специальная компания, как в ней будут распределены доли, также не сообщается.

Азия – основной мировой импортер зерновых грузов, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: ежегодно в регион поставляется более 35 млн т. Но российское зерно в Азию почти не отправляется. По данным «Русагротранса», в 2009/10 зерновом году через Приморье было отправлено лишь 49 000 т зерна. Единственный порт, через который экспортируется зерно, – Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) – в этом году перевалит 90 000 т зерна (данные группы Fesco, в которую входит ВМТП). Весь экспорт российских зерновых в этом году может составить 24–25 млн т, говорил в октябре премьер-министр Владимир Путин (к 2020 г., по прогнозу Минсельхоза, экспорт должен вырасти до 40 млн т). Но специализированного терминала в ВМТП нет – порт переваливает по так называемому прямому варианту, т. е. из вагона сразу на судно. В перспективе через дальневосточные порты в страны Юго-Восточной Азии Россия могла бы экспортировать до 13 млн т зерна в год, говорил недавно президент Национального союза зернопроизводителей и основной владелец Сибирского аграрного холдинга Павел Скурихин.

Строительство терминала на Дальнем Востоке даст производителям зерна из Сибири не только хорошие шансы завоевать азиатские рынки, но и толчок для дальнейшего увеличения объема производства, полагает Винoкурoв. Избыток предложения зерна в Сибири, по его данным, в этом году составляет около 5 млн т. При этом сибирские сельхозпроизводители почти не имеют доступа к экспортным портам в Азовско-Черноморском бассейне, продолжает Винoкурoв.

У «Суммы» уже есть доли в обоих крупнейших портовых терминалах – Новороссийском зерновом терминале (через Новороссийский морской торговый порт, в котором группе совместно с «Транснефтью» принадлежит 50,1%) и Новороссийском комбинате хлебопродуктов (его контролирует ОЗК, структуры «Суммы» недавно приобрели около 28%). Участие в проекте строительства терминала на Дальнем Востоке позволит «Сумме» фактически контролировать весь экспорт зерна через российское порты, говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. ОЗК в сентябре подписала с Минтрансом и администрацией Краснодарского края соглашение о строительстве терминала мощностью 6 млн т в порту Тамань, но вопрос о финансировании этого проекта еще не решен. О других близких к скорой реализации проектах зерновых терминалов за последний год объявлено не было.