Бизнес
Бесплатный
Оксана Гавшина
Статья опубликована в № 3010 от 26.12.2011 под заголовком: Бесхозный бензин

У «Транснефтепродукта» можно воровать сотни тонн топлива ежегодно

У «Транснефтепродукта» можно воровать сотни тонн топлива ежегодно, выяснили ревизоры «Транснефти». А все потому, что в компании практически отсутствует система контроля и учета движения нефтепродуктов
ТТН

«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии – «Транснефтепродукта» (ТНП; подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти»). Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита

Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.

Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на «Уралтранснефтепродукте» требовать документы было не с кого – генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», – рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард

Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций – формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», – поясняет один из собеседников «Ведомостей».

В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр – это около 5000 т нефтепродукта!» – сетует собеседник «Ведомостей».

Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.

Еще одна схема – завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика – НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец – «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, – говорит один из источников «Ведомостей». – На ГПС «Альметьевск» есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения

Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, – писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. – Не сделаете это сами – будем делать мы».

Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений – около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», – рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать