Музыка уходит в сеть

Мировые доходы от цифровых продаж музыки практически сравнялись со стремительно тающими доходами звукозаписывающих студий от продажи CD-дисков. Студии, еще недавно проклинавшие интернет за пиратство, теперь называют его благословением для своего бизнеса

Мировая музыкальная индустрия близка к моменту, когда выручка от цифровых продаж превысит доходы от CD-дисков, пишет Financial Times. Это происходит благодаря растущей популярности платных музыкальных сервисов и жестким антипиратским мерам. По оценке Международной федерации издателей музыки (IFPI), глобальные цифровые продажи музыки в прошлом году увеличились на 8% до $5,2 млрд.

Роб Веллс, президент подразделения цифрового бизнеса Universal Music, крупнейшей по выручке звукозаписывающей студии мира, полагает, что цифровые продажи музыки в мире превысят «физические» в 2013 г. «Без сомнений, еще немного – и музыкальная индустрия будет в отличном состоянии, она снова будет растущим бизнесом. Интернет – это благословение для нас всех», – оптимистичен исполнительный директор Sony Music International Эдгар Бергер.

Большая часть музыки продается отдельными синглами или альбомами, хотя число подписчиков на сервисы, которые позволяют за определенную сумму в месяц прослушивать неограниченный объем музыки (к примеру, Spotify и Rhapsody), в прошлом году подскочило сразу на 64% до 13,4 млн человек, подсчитала IFPI.

После закрытия на прошлой неделе одной из крупнейших в мире файлообменных сетей – Megaupload топ-менеджеры звукозаписывающих студий рассчитывают, что другие интернет-компании, включая Google, будут делать больше для предотвращения интернет-пиратства. По оценке IFPI, объем использования файлообменными сервисами, например, во Франции снизился на четверть после принятия в стране специального антипиратского акта Hadopi, который позволяет блокировать подозрительные сайты. Указание блокировать пиратские сайты получили интернет-провайдеры в Новой Зеландии, Италии, Бельгии, Австрии, Малайзии и Индии.

В России цифровых продаж музыки в понимании IFPI не существует, говорит управляющий директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов: «Есть компании, заинтересованные в развитии этого бизнеса, но нет ни одного успешного примера магазина, торгующего треками». Практика, по его словам, показывает, что 90% пользователей не станут платить за запись в сети, даже если она будет стоить 1 руб., а предпочтут скачать у пиратов. Мейджоры очень рассчитывают на проект «Яндекс.Музыка», добавил он: «Сейчас прослушивание записей бесплатно для пользователей, но компания намерена запустить платный сервис для прослушивания музыки на мобильных телефонах». Зато музыкальные студии сейчас не ощущают спада в продажах CD-дисков в России, говорит Коннов. До 2008 г. Россия была одной из трех стран в мире, где продажи CD стабильно росли, указывает он: «Это происходило за счет стремительного развития розницы в нашей стране, но в кризис ритейлеры резко сократили ассортимент, аудио- и видеопродукция практически ушла из сетей». Поэтому в 2009 г. произошел резкий спад продаж дисков в России, а последующие два года рынок оставался примерно на том же уровне, рассказал Коннов.