Как восстанавливают причалы в Усть-Луге

Проблемы со строительством терминалов в Усть-Луге возникли не только у «Роснефтьбункера» Геннадия Тимченко. Пострадал и соседний причал «Новатэка»

О том, что проблемы возникли и при строительстве причала «Новатэка» в порту Усть-Луга, сказано в письме президента «Транснефти» Николая Токарева вице-премьеру Игорю Сечину от 20 января (копия есть у «Ведомостей»). Чиновник правительства подтвердил получение письма. «Ремонт расхождений шпунтовой стенки причала № 6 (который строит «Новатэк – Усть-Луга») в 70-метровой зоне от причала № 5 («Роснефтьбункера») в полном объеме не завершен», – пишет Токарев.

«Новатэк»

производитель газа. Крупнейшие акционеры: предправления Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко (около 46%), Total (14,09%), «Газпром» (9,99%). Выручка (9 месяцев 2011 г.) – 125,4 млрд руб. EBITDA – 61,9 млрд руб. Чистый долг – 78,9 млрд руб.

О проблемах на причалах № 4 и № 5, которые нужны для перевалки нефти БТС-2, Ростехнадзор сообщил правительству еще в начале октября. Ведомство в ходе проверки обнаружило провалы на обоих причалах; к середине ноября один из них вырос до 150 м. Из-за этого запуск уже построенной БТС-2 был перенесен с начала декабря на I квартал этого года, Сечин поручил провести экспертизу объектов и потребовал еженедельно отчитываться ему о ситуации.

Провалы на причалах возникли из-за расхождения причальной (шпунтовой) стенки – из-за этого стал вымываться песок, писал Токареву гендиректор «Роснефтьбункера» Константин Хамлай. На двух причалах к 11 января таких расхождений насчитали 78, следует из письма Сечину замминистра транспорта Виктора Олерского (см. врез).

На соседнем терминале «Новатэка» проблемы оказались аналогичными. И это не удивительно, говорит сотрудник Ростехнадзора: изначально четвертый-седьмой причалы были единым проектом и шпунтовую стенку сооружал для них один подрядчик. Название этой компании собеседник не раскрыл.

Придется ли переносить сроки запуска терминала «Новатэка», пока не ясно. Представитель компании не стал это комментировать, назвав проблему со строительством причала «рабочей ситуацией». Первую очередь газоконденсатного терминала мощностью 3 млн т «Новатэк» планировал запустить в IV квартале 2012 г., вторая очередь терминала, еще на 3 млн т, должна заработать в конце 2015 г.

У причала «Новатэка» к 20 января не были завершены дноуглубительные работы, следует из письма Токарева. Дело осложняется тем, что между «Новатэк – Усть-Луга» и Северной дноуглубительной компанией нет договора, отмечает автор письма. Завершились ли работы по дноуглублению и восстановлению причала ко вчерашнему вечеру, представитель «Новатэка» не сказал. Сотрудник Ростехнадзора заявил, что «Росморпорт» известил ведомство об окончании работ по дноуглублению на причале № 6. Получить комментарии «Росморпорта» не удалось; представитель Северной дноуглубительной компании отказался обсуждать ситуацию.

Ремонт причальной стенки терминала «Новатэка» необходим для запуска четвертого и пятого причалов, говорит сотрудник Ростехнадзора: в противном случае грунт продолжит вымываться и с терминала Тимченко. Возможность эксплуатации причальных сооружений «Роснефтьбункера» будет определена после дополнительных исследований грунта причалов № 4 и № 5, завершения ремонта шпунтовой стенки причалов № 5 и № 6 и выполнения дноуглубительных работ у шестого причала, пишет Токарев.

Минимальная цена восстановления причалов «Роснефтьбункера» и «Новатэка» – 100 млн руб., посчитал гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. «Провалы такого масштаба, как на терминалах «Роснефтьбункера» и «Новатэка», – уникальный случай для одного из самый развитых портовых регионов, Северо-Западного», – говорит Безбородов. По его данным, таких проблем не было ни с одним портовым проектом в регионе.