Статья опубликована в № 3042 от 16.02.2012 под заголовком: Портовый комплекс Якунина

РЖД хочет перенаправить бюджетные деньги

РЖД в очередной раз хочет потратить 7,5 млрд руб., выделенных из бюджета на строительство путей к порту Приморск, на развитие конкурирующего проекта «Усть-Луга»
Приморский торговый порт

Стивидорная компания. Грузооборот (2011 г.) – 75 млн т. Главные акционеры: группа НМТП (100%), бенефициары – СП «Суммы» Зиявудина Магомедова и «Транснефти» (50,1%). Выручка (МСФО, 9 месяцев 2011 г.) – $187,7 млн.

«Усть-Луга»

Управляющая компания. Грузооборот (2011 г.) – 22,7 млн т. Акционеры: Investport (23,06%), Ленобласть (20,99%), «РВМ капитал» (19,19%), Транскредитбанк (12,79%), РЖД (7,15%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 954 млн руб., прибыль – 138 млн руб.

В начале года правительство выделило РЖД 7,5 млрд руб. на строительство железнодорожной ветки к порту Приморск (Выборг – Приморск – Ермилово). Сейчас крупнейший нефтяной порт страны отрезан от железной дороги. Нефть туда поставляется по трубе, а нефтепродукты – по трубе, морем и автотранспортом, поясняет сотрудник НМТП. Деньги на строительство дороги к Приморску РЖД получила в виде взноса в уставный капитал в январе и должна освоить за два года: в 2012 г. – 250 млн руб., в 2013 г. – 7,25 млрд руб.

Но, как стало известно «Ведомостям», у монополии есть альтернативный план. Президент РЖД Владимир Якунин попросил у правительства разрешения направить эти средства на строительство инфраструктуры в соседнем порту Усть-Луга. Это следует из ответов на его предложение, которые дали Минфин, Минэкономразвития и Минтранс (копии документов есть у «Ведомостей»). Якунин хочет потратить деньги на электрификацию участка железной дороги Гатчина – Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная, рассказал правительственный чиновник. На оба порта у компании нет денег, а Усть-Луга – приоритетный проект, поэтому монополия предлагает развивать его в первую очередь, объясняет представитель РЖД. От других комментариев он отказался.

Министерства перенаправлять деньги из «Приморска» в «Усть-Лугу» не согласны, хотя ничего против развития Усть-Луги не имеют, следует из документов.

Замминистра финансов Александр Новак предлагает РЖД строить объекты в Усть-Луге за счет собственных и заемных средств. Компания получит деньги от продажи пакетов акций в «дочках», напоминает он. А кроме того, легко может занять: отношение долга РЖД к ее EBITDA вполне это позволяет: в 2012 г. прогнозируется 1,7, в 2013 г. – 1,9, в 2012 г. – 2,2.

В 2011 г. РЖД получила из бюджета 17,76 млрд руб. на модернизацию инфраструктуры – без указания объектов, на которые нужно потратить эти деньги, напоминает Новак. Вот на эти деньги и нужно строить инфраструктуру к Усть-Луге, пишет в своем ответе замминистра экономразвития Станислав Воскресенский.

Ответ Министерства транспорта менее категоричен. Поскольку РЖД в 2012 г. не использует 7,25 млрд руб., выделенных на пути к Приморску, их можно направить на другие проекты, по которым есть дефицит финансирования, считает замминистра транспорта Андрей Недосеков. Но только если РЖД обязуется за свой счет построить проект Выборг – Приморск – Ермилово и включит его в свою инвестпрограмму на 2013 г. Есть и другой вариант, пишет Недосеков: поскольку проект по развитию инфраструктуры Усть-Луги инвестиционно привлекателен, РЖД может его осуществлять на принципах соглашений, подписанных с грузоотправителями 24 января («вези или плати»).

Куда спешить с Усть-Лугой, непонятно. Сейчас пропускная способность железной дороги к Усть-Луге – 40 млн т в год, говорит Максим Широков, гендиректор компании «Усть-Луга», управляющей портом, а грузооборот порта в 2011 г. составил 22,7 млн т.

План на 2012 г. – 40,8 млн т, но львиную долю прироста обеспечит запуск терминала «Роснефтьбункера» (а нефть идет не по железной дороге, а по БТС-2).

40 млн т грузов по железной дороге будет приходить в Усть-Лугу в лучшем случае к 2015 г., прогнозирует гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Зачем вкладывать дополнительные средства в железнодорожные пути к порту, которые и так недозагружены, не понимает он. Возможно, допускает Безбородов, РЖД, у которой есть 7%-ная доля в «Усть-Луге», просто невыгодно помогать порту-конкуренту. С другой стороны, у РЖД и в НМТП, которому принадлежит Приморск, есть миноритарная доля (2,5% через пенсионный фонд «Благосостояние»). Представитель РЖД эту версию не комментирует.

Представитель НМТП говорит, что без строительства железной дороги порт не сможет развиваться. Запуск железнодорожной ветки позволит увеличить грузооборот на 30 млн т в год, говорится в материалах группы НМТП.

Шансов на то, что правительство пойдет навстречу РЖД, немного, ведь при подготовке проекта бюджета на 2012 г. Якунин уже предлагал потратить эти 7,5 млрд руб. не на Приморск, а на Усть-Лугу, напоминает Безбородов. Связаться с пресс-секретарем премьер-министра вчера не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать