Торговцы импортным товаром получат выигрыш от присоединения России к ВТО

Розничная торговля может оказаться одним из немногих секторов российской экономики, которым присоединение к Всемирной торговой организации пойдет на пользу. Снижение импортных пошлин позволит торговцам зарабатывать больше, считают аналитики Moody’s

Розничные сети, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами, в отличие от отечественных сельхозпроизводителей окажутся в выигрыше от вступления России в ВТО, считают аналитики Moody’s. Весомая доля потребительских товаров в продаже – импортные, а по условиям присоединения к организации государству предстоит облегчить доступ иностранных производителей на российский рынок, упростив таможенные процедуры и снизив пошлины, напоминают эксперты Moody’s. С начала 2013 г. позитивный эффект от снижения пошлин заметят ритейлеры, у которых существенная доля продаж приходится на импортные товары: премиальные продовольственные сети, такие как «Азбука вкуса», сети магазинов электроники («М.видео»), аптечные сети («36,6») и все торговцы одеждой, говорится в исследовании Moody’s. «Ожидаемый рост импортных поставок вкупе с замедлением инфляции из-за повышения конкуренции между локальными и иностранными производителями могут позитивно сказаться на темпах роста выручки ритейлеров», – считают эксперты консалтинговой компании. Снижение таможенных платежей, полагают они, в какой-то мере позволит рознице поддержать собственную рентабельность. Продовольственные ритейлеры, по мнению аналитиков Moody’s, смогут, например, повысить рентабельность по EBITDA в среднем на 0,5 п. п. до конца 2013 г. (сейчас среднерыночный показатель – 7%). «Дополнительная маржа осядет у ритейлеров, и для них эффект может быть существенным», – соглашается аналитик БКС Екатерина Андреянова.

Снизятся ли цены или вырастет маржа ритейлеров в торговле техникой, зависит не от сетей, а от поставщиков, считает представитель «М.видео» Антон Пантелеев. Большинство производителей электроники и бытовой техники импортирует товар самостоятельно, объясняет он.

На долю импортных товаров в продажах обычных продуктовых магазинов приходится 10–20%, как правило, это товары, которые не производятся в России: чай, кофе, оливковое масло, фрукты, напоминает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. В гипермаркетах доля импортных товаров может доходить до 40%, продолжает он. В сети супермаркетов «Азбука вкуса» на долю импортных продуктов приходится около 50% выручки, говорит представитель сети Андрей Голубков. Главный плюс ВТО для премиального ритейлера – расширение возможностей работы с мелкими западными поставщиками, которые сейчас не могут себе этого позволить из-за сложности процедуры сертификации, говорит Голубков.

Импортеры одежды (80% текстильной продукции в России, по данным Moody’s, – импортная) после вступления в ВТО будут платить импортную пошлину в 10–15% против нынешних 20–21%. Это, по мнению Moody’s, приведет к увеличению доли импорта до 90%. Но участники рынка жалуются, что с пошлинами на текстиль вопрос ясен не до конца. «Сейчас мы платим пошлину в 10% стоимости товара, но в среднем не менее 4 евро за 1 кг, и поскольку мы работаем в сегменте масс-маркет, продаем недорогую одежду, то фактически платим пошлину примерно в 20% от стоимости товара. Если при вступлении России в ВТО минимальное ограничение стоимости товара не отменят или не снизят, для нас ничего не поменяется», – говорит гендиректор ОАО «Модный континент» (бренд Incity) Александр Попов.