На шельфе очередная крупная авария

Крупные аварии на шельфе происходят все чаще. Утечка газа на платформе Total в Северном море грозит стать крупнейшей в регионе за последние 20 лет. Компания пока не решила, что делать
Total

Крупные аварии на шельфе происходят все чаще. В конце прошлого года крупная утечка нефти произошла на месторождении Frade (владелец – Chevron) у берегов Рио-де-Жанейро, а в 2010 г. – авария на скважине ВР в Мексиканском заливе. Она стала крупнейшим инцидентом в истории шельфовых проектов: в море вылилось 4,9 млн баррелей нефти. ВР потратила на ликвидацию катастрофы $8 млрд, а на выплаты зарезервировала $40 млрд. Какие расходы могут ждать Total, пока не ясно. У компании есть печальный пример конкурента, который должен стимулировать принимать решения как можно быстрее, говорит аналитик БКС Андрей Полищук.

Об утечке газа на платформе Elgin в Северном море стало известно в понедельник вечером. По информации BBC, над платформой поднялось огромное газовое облако, а на поверхности моря образовалось масляное пятно длиной около 11 км. По словам представителя Total (оператор и крупнейший акционер Elgin) Брайана О’Нила, утечка конденсата в результате аварии составила около 23 т. Работа платформы остановлена, а весь персонал Elgin – 238 человек – эвакуирован (никто не пострадал).

Это самый серьезный инцидент в Северном море с 1988 г., когда в результате утечки газа взорвалась платформа Piper Alpha (владелец – Occidental Petroleum), авария унесла жизни 167 человек, передает ВВС слова представителя профсоюза морских рабочих Джека Моллоя. Из-за облака газа угроза взрыва существует и на Elgin, «если найдется хоть малейший источник возгорания», отмечает Моллой. Elgin полностью обесточена, поэтому угроза взрыва минимальна, считает глава департамента безопасности жизнедеятельности и окружающей среды Total E&P UK Дэвид Хейнсуорт. «Но никогда не говори никогда», – заявил он BBC.

Royal Dutch Shell вчера объявила об эвакуации части персонала с двух своих платформ, расположенных неподалеку от аварийной Elgin, передает AP со ссылкой на представителей компании.

Точные причины аварии на Elgin пока не определены. Известно лишь, что конденсат вырывается на поверхность через крепление скважины, законсервированной еще год назад. «Мы продолжаем предпринимать все возможные меры, чтобы установить источник и причину утечки и взять ситуацию под контроль», – заявила Total. Компания видит два варианта решения проблемы, говорит Хейнсуорт. Один из них – бурение разгрузочной скважины, но это займет около шести месяцев. Второй – «динамичное убийство скважины», что предполагает закачку туда тяжелого шлама, для подавления притока газа, заявил менеджер. Впрочем, утечка может остановиться и сама по себе в ближайшие дни или недели, считает Хейнсуорт, ведь приток конденсата из скважины не увеличивается: «В понедельник район аварии дважды облетели самолеты и оценили блеск на море – он примерно такой же, как и был».

Инвесторы не сразу оценили серьезность ситуации: в понедельник котировки Total на Euronext прибавили 0,65%. Вчера бумаги подешевели сразу на 3,3% до 91,15 млрд евро.