Стремление догнать «Аэрофлот» обошлось «Трансаэро» дорого

Стремление догнать «Аэрофлот» дорого обошлось «Трансаэро». Ее бизнес оказался менее рентабельным, чем у других крупных авиакомпаний, а уровень долга – выше
М.Стулов/ Ведомости

В результате рентабельность «Трансаэро» по EBITDAR составила 8,9%. Это вдвое ниже, чем у «Ютэйр» (18,6%), и втрое ниже, чем у «Аэрофлота» (29,9%), констатирует аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Правда, это больше, чем у S7, рентабельность которой по EBITDA 7,9%, отмечает сотрудник компании – консультанта S7 (представитель авиакомпании финансовые показатели не комментирует).

«Трансаэро»

авиакомпания. в 2011 г. перевезла 8,5 млн человек. акционеры: семья Плешаковых (46,8%), Лев Хасис (6,5%), Jeimbo Cyprus Ltd (5,6%), ооо «Трансаэро-финансы» (4,2%). финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 68,2 млрд руб., EBITDAR – 6,1 млрд руб.

«Трансаэро» впервые раскрыла некоторые показатели по МСФО в презентации для инвесторов к размещению облигаций на 2,5 млрд руб. (есть у «Ведомостей»). Выручка перевозчика в 2011 г. выросла на 36% до 68,2 млрд руб., а EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизационных отчислений после вычета платежей по лизингу) сократился на 9% до 6,1 млрд руб.

Причина – агрессивная политика «Трансаэро». За четыре года ее пассажиропоток вырос в 2,7 раза – с 3,2 млн до 8,5 млн человек, парк – в 2,4 раза – с 31 до 73 самолетов, а доля рынка достигла 20% – больше лишь у «Аэрофлота» (25%), говорится в презентации. Компания не намерена сбавлять темп и обещает инвесторам «в следующие несколько лет продолжить рост, опережающий среднерыночные показатели». В прошлом году «Трансаэро» подписала соглашения на поставку до 36 самолетов и планирует, что до конца 2014 г. в ее парке будет около 100 судов. В этом году компания собирается перевезти 10,6 млн человек (+24,7%), сообщается в презентации, а за четыре года – увеличить пассажиропоток на 81%, добавляет ее представитель.

Прогнозы «Трансаэро» опережают среднерыночные – до 2015 г. рынок вырастет на 30% – и их реализация потребует немалых инвестиций, отмечает Юрова, хотя успехи «Трансаэро» достигнуты ценой высокого долга.

К 1 февраля он достиг 23,7 млрд руб., а с учетом обязательств по финансовому лизингу составлял около 60 млрд руб., говорится в презентации. За четыре года обязательства «Трансаэро» выросли почти в семь раз, в том числе за 2011 г. – на 22 млрд до 69,1 млрд руб., больше прошлогодней выручки. Это столько же, сколько у «Аэрофлота», выручка которого – 157 млрд руб., и вдвое больше, чем у «Ютэйр» (выручка – 53,1 млрд), отмечает Юрова.

При этом все кредиты «Трансаэро» должны быть погашены до 2014 г., говорится в презентации. В этом году компании также предстоят максимальные лизинговые платежи – около $500 млн (затем они будут снижаться до $150 млн в 2018 г.).

«Аэрофлот» прогнозирует рост в среднем на 16% до 2016 г. и к этому времени намерен занять 40% рынка, сказал источник в компании. «Ютэйр» планирует рост на 19% в течение трех лет.

Рентабельность по EBITDAR в 8,9% – на уровне европейских игроков, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Трансаэро» контролирует ситуацию с кредитными обязательствами, уверяет заместитель гендиректора Дмитрий Столяров: «банки полностью нам доверяют», иначе компания не смогла бы разместить бонды.

Однако займы обходятся ей дороже, чем другим, отмечает Юрова: доходность облигаций «Трансаэро» составила 12,8% годовых по сравнению с 9,7% у «Сибири» и 7,9% у «Аэрофлота».