Бренд петербургского «Зенита» оценен в $56 млн

Петербургский «Зенит» единственный из всех восточноевропейских футбольных клубов вошел в число 50 самых дорогих футбольных брендов. Агентство Brand Finance оценило стоимость его торговой марки в $56 млн
Н.Рютин/ РИА Новости

Самым ценным футбольным брендом мира второй год подряд признан Manchester United, оцененный экспертами Brand Finance в $853 млн (плюс 30% к 2011 г.) – благодаря хорошей игре и отличным доходам. Несмотря на проигрыш в финале Лиги чемпионов, мюнхенская Bayern показала самый высокий рост стоимости бренда (на $293 млн до $786 млн) и сместила со 2-го места мадридский Real. В отличие от Manchester United, широко известного в мире, Bayern сосредоточился на местном рынке и эта стратегия обеспечила ему самый высокий рост коммерческих доходов из всех клубов, отмечают эксперты Brand Finance.

«Исследование показывает, что даже футбол не защищен от кризиса в еврозоне», – комментирует гендиректор Brand Finance Дэвид Хайд. Стоимость бренда Real ($600 млн против $643 млн в 2011 г.), как и Barcelona ($580 млн против $629 млн), уменьшилась из-за проблем в экономике Испании, отразившихся на доходах клуба. Испанским и итальянским клубам следует развивать свой международный бизнес, чтобы снизить риски, связанные с состоянием местных рынков, рекомендует Дэвид Чаттуэй, руководитель подразделения спортивных брендов Brand Finance. То же самое он советует делать и Bayern: «Если они будут полагаться только на немецких поклонников, то через какое-то время начнут отставать». Chelsea, выигравшая Лигу чемпионов, пока в рейтинге только пятая – из-за слабых результатов в премьер-лиге.

В этом году Brand Finance оценила бренды 50 клубов, а не 30, как в 2011 г. Благодаря расширению рейтинга в нем впервые появился российский клуб: петербургский «Зенит» расположился на 41-й строчке рейтинга, его бренд оценен в $56 млн.

Нам приятно, что авторитетная организация высоко оценила наш бренд, говорит представитель «Зенита» Дмитрий Циммерман. Собственную оценку бренда клуб не делал, отмечает он. Свой бюджет клуб не раскрывает, коммерческие доходы (продажа прав на телетрансляции, билеты, мерчандайзинг, спонсорские доходы) в 2010 г. составили $60 млн, в 2001 г. – $75 млн и клуб ожидает, что в этом году рост продолжится такими же темпами, говорит Циммерман. Из этой суммы примерно по 25–30% приходится на доходы от продажи билетов и на спонсорские контракты, около 20% – на поступления от мерчандайзинга (продажи товаров с символикой клуба), около 3% – на доходы от телетрансляций, остальное – перечисления от UEFA за участие в еврокубках, рассказывал в 2010 г. в интервью журналу «Финанс» гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов.

По оценке sports.ru, в 2011 г. бюджет «Зенита» составлял $165 млн, в 2012 г. – $180 млн. Разницу между коммерческими доходами и расходами покрывают владельцы (основной – Газпромбанк) и «газовые» спонсоры клуба (титульный – «Согаз»), продолжает совладелец sports.ru Дмитрий Навоша. Стоимость состава клуба в этом сезоне transfermarkt.su оценивает в 152,6 млн евро – это самый высокий показатель среди российских клубов, у идущего следом ЦСКА он составляет 128,8 млн евро.

Тем не менее «Зенит» не входит в рейтинг самых богатых клубов мира, составляемый компанией Deloitte. Она оценивает клубы именно по коммерческим доходам, выбирая 20 лидеров по выручке, рассказал партнер Deloitte Шариф Галеев. В последний рейтинг попали клубы с выручкой от 75 млн евро, так что года через два «Зенит» может претендовать на место в нем, рассуждает он. Место «Зенита» в числе топ-50 самых ценных футбольных брендов Галеев считает заслуженным: «Самый успешный российский клуб, попадающий в плей-офф Лиги чемпионов, должен был там оказаться». Клубу за последнее время удалось совершить прорыв и стать самым популярным футбольным брендом России, опередив московский «Спартак», считает Навоша. Успех объясняется тем, что «Зенит» активнее всех других клубов работает над увеличением аудитории своих болельщиков – развивает сайт, создает мобильные приложения, работает в социальных сетях, объясняет Навоша.