Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева

Shell может войти в Штокман

У президента Владимира Путина должно пройти совещание по шельфу, основной вопрос - судьба Штокмановского проекта в Баренцевом море
AP

Сегодня у президента Владимира Путина должно пройти совещание по шельфу. Один из вопросов, который будет обсуждаться, - гигантский Штокмановский проект в Баренцевом море, который еще несколько лет назад оценивался в $30 млрд, но много раз переносился.

По данным источников Reuters, к проекту может присоединиться новый партнер – англо-голландская Shell. А газета «Коммерсант» сообщает, что Shell может заменить в проекте норвежскую Statoil. Сейчас доли участников в Штокмане распределены следующим образом – «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%).

Однако в Statoil информацию о возможном выходе из проекта не подтверждают. Компания продолжает работать с «Газпромом», заявил «Ведомостям» пресс-секретарь Statoil Борд Глад Педерсен. Statoil ждет положительного инвестиционного решения по проекту и полностью поддерживает последний план «Газпрома» - 100%-ное сжижение всего газа в рамках проекта, добавил он.

Возможное присоединение Shell (например, за счет доли той же Statoil) Педерсен комментировать не стал. Так же поступили представители Shell и «Газпрома».

Что за проект

Гигантское Штокмановское месторождение расположено в 650 км от побережья (в районе Мурманска). Его будущая проектная мощность – 71 млрд куб. м газа в год с возможностью роста до 95 млрд. Лицензия принадлежит «Газпрому». Но под первую фазу разработки (с добычей 23,7 млрд) был создан отдельный оператор, который должен построить инфраструктуру и владеть ей в течение 25 лет, - Shtokman Development AG (именно в нем три акционера).

Рамочное соглашение с Total и Statoil было подписано в 2007 г., в 2008 г. – учреждена Shtokman Development и подписано соглашение акционеров. Тогда предполагалось, что половина газа будет поставляться по газопроводам, половина – на будущий завод по сжижению сырья (СПГ-завод), а добыча начнется в 2013 г.

Проект затянулся, добычу перенесли как минимум на три года. «Газпром» и партнеры ждали многочисленных льгот по налогам и сборам, Путин их обещал, но пока их нет. А партнеры между тем стали спорить о технических параметрах проекта. «Газпром» решил, что лучше весь газ сжижать – с учетом ситуации на мировых рынках.

Недавно стало известно, что Statoil выступает за снижение сметы как минимум на 10%. А «Газпром» заявил, что в июне на экономическом форуме в Петербурге могут быть подписаны новые акционерные соглашения по Штокману. Могут быть изменения и в партнерском составе, говорил на днях зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов, но детали не уточнял.

Что дальше

По данным «Коммерсанта», «норвежская сторона ни на что толком не соглашается, ведет себя крайне нервно» и быстро договориться об изменении схемы разработки Штокмана не представляется возможным. Поэтому «Газпром» хотел бы заменить Statoil на Shell, потому что у партнеров есть успешный опыт работы в рамках проекта "Сахалин-2" (единственный пока СПГ-проект в России).

Statoil при этом придется либо списывать сделанные инвестиции как убыток, либо пытаться договориться с "Газпромом" о возмещении затрат. Общие вложения партнеров в Штокман оцениваются в $1,5 млрд (распределение долей неизвестно). В основном это затраты на строительство двух полупогружных платформ, до Штокмана так и не дошедших (они построены, но приписаны на Сахалине), отмечает «Коммерсант». Достойный путь отступления у Statoil есть — компания недавно договорилась о партнерстве на российском шельфе с государственной "Роснефтью".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать