ФАС рассмотрит жалобу «Роснефти» на акционеров ТНК-BP

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по жалобе «Роснефти» изучает соглашение акционеров ТНК-BP – ААР и BP. Если чиновники сочтут, что некоторые положения могут ограничивать конкуренцию, то у «Роснефти» и BP появится шанс возродить объявленный в прошлом году стратегический альянс
А.Мудрац/ ИТАР-ТАСС

В январе прошлого года ВР и «Роснефть» объявили о стратегическом альянсе: компании планировали обменяться акциями (9,53% «Роснефти» на 5% ВР) и создать СП по разработке месторождений арктического шельфа. Но сделка сорвалась. Консорциум ААР обвинил ВР в нарушении акционерного соглашения. ВР была обязана сначала предложить поучаствовать в проекте ТНК-BP и, только если та откажется, вступать в партнерство с «Роснефтью» самостоятельно. Но ВР не выполнила эти условия, и создание альянса было заблокировано стокгольмским арбитражем. Разбирательства там продолжаются до сих пор.

Теперь у BP может появиться второй шанс. ФАС изучает акционерное соглашение ТНК-ВР на предмет возможных нарушений антимонопольного законодательства, сообщил вчера замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин. Расследование ведется по ходатайству «Роснефти»: госхолдинг подозревает, что акционерное соглашение ТНК-ВР может противоречить принципам здоровой конкуренции и мешать развитию российской энергетической отрасли. Жалоба поступила еще в прошлом году, после того как сорвалась сделка с ВР, отметил Голомолзин. Все это время запрос находился в работе, уверяет представитель ФАС: ведомство запрашивало и обрабатывало большие объемы информации. Когда эта работа будет завершена, неизвестно: называть сроки вынесения вердикта Голомолзин вчера не стал.

ФАС еще никогда не рассматривала дела по акционерным соглашениям, теоретически в соглашении ТНК-ВР можно усмотреть признаки нарушения антимонопольного законодательства, замечает федеральный чиновник: это может быть нарушение статьи 11 закона о защите конкуренции, которая запрещает антиконкурентные соглашения. За участие в таких соглашениях компаниям может грозить оборотный штраф в размере от 1 до 15% выручки на соответствующем рынке.

Если ведомство признает какие-то пункты акционерного соглашения ТНК-ВР противоречащими антимонопольному законодательству, владельцы компании смогут считать себя свободными от обязательств их исполнять, говорит партнер юридической компании «Нерр» Илья Рачков. «Условия соглашения вне зависимости от того, по какому праву оно заключено, не должны противоречить законам той страны, где работает компания», – поясняет юрист.

Воспользуются ли «Роснефть» и ВР возможностью возродить стратегический альянс, неизвестно: представители компаний это обсуждать отказались.

Решение ФАС может облегчить и другие сделки, считает аналитик Номос-банка Денис Борисов: по обмену акциями с третьим партнером или выкупу доли любого из акционеров ТНК-ВР. Примерно месяц назад ААР предлагал ВР выкупить ее долю либо обменять пакет ААР в ТНК-ВР на акции британской компании, говорил на днях гендиректор ААР Стэн Половец. Но тогда ВР, по его словам, ответила, что не готова к переговорам. А на днях ВР заявила, что получила некие предложения о продаже ее доли в ТНК-ВР и готова всерьез их рассматривать. Потенциального покупателя компания не раскрыла. По данным источников Financial Times (FT), предложение поступило от некой российской госкомпании.

После жалобы «Роснефти» ФАС решила предложить обязать компании публиковать акционерные соглашения в открытом доступе, сказал Голомолзин. Акционеры договариваются между собой принимать согласованные решения об условиях деятельности, а рынок об этом не знает и ситуация может развиваться «по совершенно неясному сценарию», посетовал Голомолзин. Подобные соглашения могут ограничивать не только самих их участников, но и третьих лиц. Например, препятствовать доступу на российский рынок компаний, которые могут предоставить новые технологии, но в силу акционерных соглашений не имеют такой возможности, отметил Голомолзин.

Раскрытие противоречит самой природе соглашений между акционерами, считает один из менеджеров «Русгидро». У ФАС достаточно полномочий для контроля, а если службе нужна информация из акционерных соглашений, то она могла бы потребовать конкретные сведения, соглашается директор по корпоративному управлению Александр Варварин. А вот в «Роснефти» идею ФАС поддерживают, говорит высокопоставленный сотрудник компании.

«Удивительно, что секретное акционерное соглашение и юридический спор кипрской и британской компаний оказывают такое влияние на реализацию стратегических проектов российской энергетической отрасли. Выясняется, что российская национальная нефтяная компания не может работать с компаниями мирового класса на территории самой же России. Все это напоминает правовой беспредел и тяжелое наследие 90-х. Это наследие необходимо как можно быстрее стряхнуть и раз и навсегда оставить в прошлом», – говорит собеседник «Ведомостей». Хочет ли «Роснефть» возродить альянс с BP, он не сказал.

ФАС давно добивается публикации соглашений между акционерами, соответствующую норму служба хотела включить в третий антимонопольный пакет поправок, но тогда ее не согласовали. ФАС хотела обязать компании публиковать текст соглашений на сайте ФСФР, при этом соглашения считались бы вступившими в силу лишь с момента публикации, а иначе на них нельзя ссылаться в суде.

Соглашения должны быть публичными, настаивает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: ФАС эта информация необходима, чтобы следить за соблюдением антимонопольного законодательства, а получить ее сейчас можно не всегда – компания может сказать, что никакого соглашения нет или задним числом изменить его условия.

При этом речь идет лишь о соглашениях, заключенных по российскому праву, уточняет Пузыревский. Возможность заключать соглашения по закону об акционерных обществах у российских компаний есть с 2009 г., но норма так и не заработала. По оценкам партнера White & Case Андрея Донцова, на нормах иностранного права базируются порядка 75% всех акционерных соглашений.

Если заставить компании раскрывать соглашения, их совсем перестанут заключать по российскому праву, считает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, к тому же сейчас акционерные общества и так должны раскрывать превышение порогов корпоративного контроля, получившееся в результате соглашения. Минэкономразвития настояло на исключении этих предложений ФАС из «третьего антимонопольного» и, если они появятся опять, поступит так же, обещает Осколков.