Минтранс предлагает отменить госрегулирование портовых тарифов

Как стало известно «Ведомостям», Минтранс предлагает радикально решить проблему госрегулирования в портах, исключив их из перечня естественных монополий. Но ФСТ и ФАС согласны отпускать цены лишь в режиме эксперимента

Вопрос об отмене тарифного регулирования в портах правительство обсуждает уже не первый год. В 2010 г. начался эксперимент по дерегулированию в Большом порту Санкт-Петербург (см. врез), в прошлом году чиновники заговорили о возможности его распространения и на другие порты, а 21 стивидорная компания из 16 портов попросила Минтранс отменить тарифы.

Сейчас правительство решает, как именно это сделать, рассказали «Ведомостям» чиновники Минтранса, службы по тарифам и сотрудник стивидорной компании, участвующей в обсуждении. По их словам, есть два варианта: распространение петербургского эксперимента на часть портов страны и более радикальный – исключение из закона «О естественных монополиях» строки «услуги в портах». На первом настаивают ФСТ и ФАС, на втором – Минтранс, рассказывают собеседники.

Представитель Минтранса от комментариев отказался, его коллега из ФАС не ответил на вопросы. Представитель ФСТ подтвердил, что служба за более мягкий вариант дерегулирования: эксперимент предлагается распространить на стивидорные компании, работающие в портах Черноморского бассейна, Балтики и Дальнего Востока.

Чиновник ФАС ранее говорил «Ведомостям», что служба против полной отмены тарифного регулирования в портах: только стивидоры, работающие в европейской части России, Приморском и Хабаровском крае фактически находятся в условиях конкуренции. А вот в портах Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, а также в Чукотском и Корякском округах конкуренции практически нет, поэтому стоит сохранить регулирование, объяснял он.

Скорее всего, чиновники сначала остановятся на более мягком варианте, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. С ним согласен топ-менеджер крупной стивидорной компании. По его мнению, нужно прекратить регулирование стивидоров, но устанавливать максимальные цены на перевалку тех грузов, для которых существует дефицит портовых мощностей, например угля или зерна.

Менеджер крупной химической компании видит угрозу в либерализации. Тарифы, скорее всего, только вырастут, опасается он. Не факт, что отмена регулирования в портах увеличит цены, парирует представитель крупной угольной компании. К тому же у крупнейших поставщиков сырья на экспорт есть свои терминалы, отмечает он.