Медведев объяснил, почему в российской экономике слабая конкуренция

Противостояние монополизму остается стратегической задачей государства, подтвердил премьер-министр
премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства/ Д.Астахов/ ИТАР-ТАСС

Сегодняшнее заседание правительства было посвящено развитию конкуренции. Накануне премьер Дмитрий Медведев обсудил проблему с экспертами в формате «открытого правительства» и остался доволен. «Приходишь на заседания правительства в материале, а не листаешь что-то судорожно», - сообщил премьер, открывая заседание правительства.

Противостояние монополизму остается стратегической задачей государства, подтвердил Медведев. Однако справиться с ней правительство пока не может, признал он: если в рейтинге качества антимонопольного законодательства Россия на 29-м месте, то в рейтинге Doing Business, который оценивает удобство ведения бизнеса на практике, - на 120-м.

Ни одна из системных мер, предложенных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в 2007-2011 гг., не была реализована, заявил руководитель службы Игорь Артемьев. Программа развития конкуренции, принятая прошлым правительством, также не исполняется, горячился он: например, хотели в 2009 г. оценить состояние конкуренции в железнодорожном транспорте и принять меры для ее развития, но отложили на 2012 г., а сейчас опять ничего не делается. «И так по всем отраслям, - признал Артемьев. - Кроме энергетики нет правил недискриминационного доступа к инфраструктуре».

Сейчас есть уникальный шанс для развития конкуренции - прежде всего созрели институты, убеждал правительство Артемьев. Он предложил создать правительственную комиссию по развитию конкуренции и отменить закон о естественных монополиях, так как он противоречит закону о защите конкуренции.

Однако вице-премьеры и министры восприняли его идею в штыки. Сначала министр экономического развития Андрей Белоусов процитировал Салтыкова-Щедрина – «жесткость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» - и предложил спросить у бизнеса, почему антимонопольное законодательство не исполняется. Из выступления министра следовало, что часть ответственности за слабую конкуренцию ФАС должна взять на себя: законодательство слишком жесткое, и иногда его невозможно исполнить.

Выступавший следом вице-премьер Аркадий Дворкович напомнил Белоусову, что именно Минэкономразвития является основным ведомством, которое должно заниматься развитием конкуренции. Нужно усилить координирующую роль министерства в этом вопросе, а не создавать комиссию, предложил Дворкович. Первый вице-премьер Игорь Шувалов встал на защиту Минэкономразвития - в срыве программы конкуренции виноваты все, в том числе ФАС. А министр по связям с "отрытым правительством" Михаил Абызов, комментирующий выступления коллег на каждом правительстве, предложил сделать одним из критериев оценки эффективности работы органа исполнительной власти его действия по развитию конкуренции.

Примирил членов правительства премьер. Сначала он признался, почему в России плохо с конкуренцией: «Проблема в нас самих - нужно это признать по-честному. Потому что многие сидят за этим столом по 10 лет и в конкуренции не заинтересованы. Просто потому, что они отстаивают интересы своей отрасли». Затем Медведев поручил Шувалову оценить целесообразность сохранения закона о естественных монополиях и подумать над созданием правительственной комиссии о защите конкуренции. Эту комиссию можно объединить с комиссией по административной реформе, допустил премьер. Также он поручил подготовить поправки в программу развития конкуренции.

Артемьев и ранее в публичных и частных выступлениях говорил о необходимости упразднить закон о естественных монополиях. Речь не идет о коллизиях в строго юридическом смысле, это смысловые коллизии с законодательством о защите конкуренции, объясняет начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Фактически закон о естественных монополиях заканчивается тарифным регулированием, а как регулировать работу его субъектов за пределами тарифов – неясно, продолжает он: «Нужно заполнить эту лакуну содержанием». По словам Сушкевича, ФАС хочет увидеть прописанные в законе правила недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий, работающий механизм отмены тарифного регулирования в секторах, где возникает конкуренция. Также необходим комплекс мер по защите прав потребителя услуг естественных монополий, в том числе очередность подключения, список неотключаемых потребителей, обязанности монополий к некоторых группам потребителей, считает Сушкевич. Еще один аспект – конкуренция на смежных рынках – например, когда операторы железнодорожного транспорта перевозят свои грузы, говорит Сушкевич: для монополий следует ввести ограничения по деятельности на смежных рынках.

Отмена закона о естественных монополиях приведет к тому, что они станут беззащитны перед претензиями ФАС и будут работать только на их оспаривание, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков: в первую очередь - из-за потери эксклюзивных прав на регулирование доступа к инфраструктуре. Сама идея правильная, но вряд ли может быть реализована при существующей системе экономики в России, считает он.