Бизнес
Бесплатный
Милана Челпанова|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 3123 от 15.06.2012 под заголовком: Порт для всех

Шувалов согласился разместить госпакет НМТП на бирже

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал предложение Минэкономразвития разместить госпакет Новороссийского порта на бирже. Но чиновники по-прежнему опасаются, что акции могут достаться контролирующим акционерам порта – группе «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефти»
С.Мамонтов / РИА Новости
Новороссийский морской торговый порт

Крупнейшая в России стивидорная компания. Капитализация – $1,72 млрд. Выручка (МСФО, 2011 г.) – $1 млрд. Чистая прибыль – $130,3 млн. Грузооборот (2011 г.) – 157 млн т.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов согласился с предложениями Минэкономразвития приватизировать госпакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП, 20%), разместив акции на бирже, говорится в письме вице-премьера от 4 июня (копия есть у «Ведомостей»). Минэкономразвития, Минтрансу совместно с РЖД (владеет 5% НМТП) Шувалов поручил представить предложения по организации размещения акций НМТП на торговых площадках. Представители Минэкономразвития, Минтранса и секретариата Шувалова от комментариев отказались. Источник, близкий к Шувалову, подтверждает, что такое письмо было.

Разместить пакет НМТП на российских торговых площадках предлагала и. о. министра экономического развития Эльвира Набиуллина 15 мая в письме премьеру Дмитрию Медведеву (копия есть у «Ведомостей»). Благодаря этому, по ее мнению, можно контролировать «процесс построения книги заявок, перечень покупателей акций и объемы приобретаемых ими акций», а также повысить ликвидность российского фондового рынка. К тому же публичное размещение снижает риск того, что кто-то получит крупный пакет акций НМТП, говорится в письме Набиуллиной.

Правительство опасается, что госпакет достанется нынешним совладельцам порта – группе «Сумма» и «Транснефти» (им принадлежит 50,1% НМТП), объясняет федеральный чиновник. Это может привести к монополизации поставок зерна на экспорт через порт Новороссийск, говорит он. Дело в том, что в конце мая совет директоров государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК, владеет терминалом по перевалке зерна в порту Новороссийска) решил провести допэмиссию в размере 50% минус 1 акция в пользу структуры «Суммы». В 2011 г. НМТП и терминал ОЗК вместе перевалили 44,6% от всего объема экспорта зерна – 8,7 млн т. Порт будет продан только в том случае, если «степень монополизма будет снижаться», подчеркивает чиновник.

Перспективой покупки госпакета НМТП структурами «Суммы» озадачился еще один претендент на госпакет ОЗК – «Базовый элемент» Олега Дерипаски (владелец агрохолдинга «Кубань»). Две недели назад структуры холдинга написали письмо Шувалову, в котором предупреждали о монополизации экспортных отгрузочных мощностей, повышении тарифов для сельхозпроизводителей, в случае если госпакет НМТП достанется «Сумме» и «Транснефти», сообщил представитель «Базэла». Источник, близкий к Шувалову, подтвердил получение письма.

Правительство не против участия в приватизации госпакета НМТП конкретных компаний, подчеркивает представитель секретариата Шувалова, важно обеспечить равный доступ к инфраструктуре порта всех грузоотправителей. Представитель «Суммы» заявил, что компания намерена участвовать в приватизации НМТП. «Но у нас нет задачи купить актив любой ценой», – уточнил он. Представитель «Транснефти» от комментариев отказался.

Монополизация перевалки, о которой говорят зернотрейдеры, – надуманная проблема, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. У них всегда есть выбор, через какой порт переваливать зерно, уверен он. Зерновикам скорее следует озадачиться решением проблемы железнодорожных тарифов, чем тарифов в портах, советует Безбородов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать