Статья опубликована в № 3161 от 08.08.2012 под заголовком: «Трансойл» налил больше всех

"Трансойл" налил больше всех

Крупнейшим перевозчиком нефти и нефтепродуктов по железной дороге по итогам первого полугодия стал «Трансойл» Геннадия Тимченко. Компания хоть и увеличила погрузку на 9%, но занять пьедестал смогла потому, что прежний лидер – Первая грузовая компания изменила методику подсчета перевозок
С.Портер / Ведомости

«Трансойл»

Железнодорожный оператор. Владельцы: Геннадий Тимченко (93%), совладелец «Н-транса» Андрей Филатов (7%). Выручка (РСБУ за первое полугодие 2012 г.): 35,2 млрд руб. Чистая прибыль – 4,7 млрд руб.

Вчера «Трансойл» объявил операционные результаты за первое полугодие 2012 г. Перевозки нефти и нефтепродуктов выросли на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 28,2 млн т. До этого бессменным лидером была Первая грузовая компания (ПГК). Но ее результат за январь – июнь 2012 г. – только 19,9 млн т против 34,9 млн т в прошлом году (см. график).

Падение объемов перевозок ПГК объясняет изменениями в методике расчета статистических данных. Раньше компания учитывала перевозки в том числе и парком, отданным в аренду другим компаниям. Сейчас – только в цистернах, находящихся в управлении у компании, говорит представитель ПГК. Свою роль сыграло и списание старых цистерн, отмечает сотрудник компании, но численность списанных вагонов не уточняет. Из эксплуатации выбыло менее 1% парка ПГК, еще меньше простаивало из-за ремонта, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Главную роль сыграла передача нескольких тысяч цистерн в аренду тому же «Трансойлу», отмечает аналитик.

Еще один крупный железнодорожный оператор – Globaltrans за первое полугодие пока не отчитывалась. Но год назад Globaltrans была только третьей.

Сам «Трансойл» успех объясняет в том числе успешной диверсификацией. «Объем перевозок сырой нефти постоянно сокращается, нефть уходит в трубу», – говорит представитель компании Андрей Ромашкин. Так, в 2011 г. доля нефти в структуре грузов «Трансойла» сократилась с 23 до 11%. «Закончился контракт с «Роснефтью» по поставкам нефти в Китай, куда нефть начала поступать по ответвлению от трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан», – добавляет Ромашкин. На конец первого полугодия доля сырой нефти стала еще меньше – 10%.

Выпадающие объемы компания компенсирует ростом перевозок нефтепродуктов, поэтому суммарный объем перевозок растет, говорит Ромашкин: по итогам полугодия доля компании в общем объеме перевозок нефтеналивных грузов увеличилась до 22% против 20% годом ранее (доля ПГК составила 15% против 26% в первом полугодии 2011 г.). Структура грузовладельцев осталась прежней: 77% грузов принадлежит «Газпром нефти», «Роснефти» и «Сургутнефтегазу», говорится в сообщении «Трансойла».

«Трансойл» выигрывает и благодаря своей специализации, считает Безбородов. «Компания ориентирована только на перевозку нефтеналивных грузов, диспетчеризация по которым хорошо отлажена, что позволяет «Трансойлу» держать хорошую скорость грузопотока. А у ПГК большую часть парка компании составляют полувагоны, количество которых в системе РЖД значительно превышает ее возможности. Из-за пробок на железной дороге скорость грузопотока ПГК за последние несколько лет снизилась более чем вдвое», – отмечает эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать