ConocoPhillips окончательно развелась с «Лукойлом»

Крупнейшая частная нефтяная компания России выкупила у американцев долю в последнем совместном активе
М. Стулов/ Ведомости

«Нарьянмарнефтегаз» — последний совместный проект «Лукойла» и ConocoPhillips и один из последних активов американской компании в России. После продажи доли в «Нарьянмарнефтегазе» у Conoco в России осталась лишь 50%-ная доля в СП с «Роснефтью» «Полярное сияние» (доказанные запасы – 14,75 млн баррелей). Оно также работает в Тимано-Печоре и столкнулось с проблемой падения добычи.

«Лукойл» довел до 100% свою долю в ООО «Нарьянмарнефтегаз» (НМНГ), выкупив 30% компании у ConocoPhillips, сообщила крупнейшая частная нефтяная компания России. Согласно сообщению, также были приобретены некоторые связанные с НМНГ активы.

ConocoPhillips заявила, что ожидает финансовую выгоду от продажи после уплаты налогов в размере около $400 млн, хотя условия сделки не разглашаются.

По оценке аналитика «Тройки диалог» Валерия Нестерова, «Нарьянмарнефтегаз», владеющий лицензиями на разработку семи нефтяных месторождений на севере Тимано-Печорского бассейна в Ненецком автономном округе, стоит около $350 млн, то есть Conoco может получить за свою долю $105 млн.

В 2005 г. Conoco заплатила за 30%-ную долю в «Нарьянмарнефтегазе» $529 млн, а в 2008 г. это предприятие запустило Южно-Хыльчуюское месторождение, где предполагалось добывать 7,5 млн т нефти в год. Но месторождение, в разработку которого было вложено $4 млрд, ожиданий не оправдало. Оказалось, что геологи ошиблись: добыча на нем начала стремительно падать (с 7 млн т в 2009 г. до 3,3 млн т в 2011 г.) и существенно сократились запасы (с 505 млн до 142 млн баррелей). В конце прошлого года «Лукойл» признал убыток от обесценения активов «Нарьянмарнефтегаза» в сумме $1,26 млрд и теперь пытается приостановить падение добычи.

Партнерство «Лукойл» и ConocoPhillips продлилось четыре года. В 2004 г. американцы вошли в капитал российской компании, доведя в 2006 г. свою долю до 20%. Альянс дал трещину в 2010 г., когда ConocoPhillips поняла, что стратегических активов в России она не получит, а доступ на шельф открыт лишь госкомпаниям. К тому же американцам были нужны средства для погашения долгов и поддержания капитализации. В 2010-2011 гг. ConocoPhillips продала акции «Лукойла» (большую часть выкупила сама компания).

Нельзя говорить, что Conoco отказывается от России, убеждал корреспондента «Ведомостей» в кулуарах Петербургского форума в июне вице-президент по России и Каспийскому региону Дэвид Фартинг. «Я же приехал сюда», — шутил он, добавляя, что компания изучает другие российские проекты, в частности интересуется шельфом. И все же пока «это выглядит как уход Conoco из России», считает аналитик Номос-банка Денис Борисов, у компании сейчас явно другие приоритеты (в частности, проекты в Латинской Америке, Канаде, Австралии и Северном море). Вернуться ей будет намного сложнее, предупреждает он: например, на Арктическом шельфе очень высокая конкуренция и подобные проекты требуют миллиардных инвестиций.