Система пошлин 60-66 подстегнула инвестиции в добычу и переработку нефти

Новая система пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не решила всех задач, какие должна была. Минфин думает о повышении налоговой нагрузки на отрасль
Д.Гришкин/ Ведомости

Внедряя в октябре 2011 г. систему экспортных пошлин 60-66, правительство рассчитывало снизить нагрузку на добычу и увеличить ее, а также нарастить выпуск светлых нефтепродуктов. Уменьшилась ставка для нефти и светлых нефтепродуктов, выросла – для темных (для бензина – 90% от нефтяной, для остальных – единая в 66%).

Летом президент поручил оценить эффективность схемы, говорит федеральный чиновник, Минэнерго уже направило мониторинг за первое полугодие (есть у «Ведомостей») в Минфин и Минэкономразвития.

Части целей удалось достигнуть. Инвестиции в нефтепереработку увеличились (к тому же периоду 2011 г.) на 24,1% до 69,1 млрд руб., объем – на 2,9% до 129,9 млн т, капвложения вертикально-интегрированных компаний в добычу – на 13,6% до 387,9 млрд руб., бурение – на 9,1% до 10 млн м, добыча – на 1,6% до 256,5 млн т. И не только на новых месторождениях Восточной Сибири, но и в традиционных регионах Западной Сибири и европейской части. «Если бы не 60-66, мы закрыли бы ряд проектов», – говорил сотрудник нефтегазового холдинга. «60-66 продлевает жизнь скважины на хвосте», – согласен его коллега из другой компании.

Каждый доллар прироста цены нефти свыше уровня $25 приносит компаниям 18 центов, а раньше – 13 центов, подсчитал Денис Борисов из Номос-банка.

Капитальные инвестиции в добычу росли у всех ведущих компаний (из тех, кто уже отчитался): у «Роснефти» – со 108 млрд до 127 млрд руб., у «Лукойла» – с 69,5 млрд до 108 млрд, у «Газпром нефти» – с 33 млрд до 36,7 млрд. По оценкам Борисова, в первом полугодии лидерами по росту добычи стали «Газпром нефть» (на 4,9% к тому же периоду 2011 г.), «Русснефть» (4,6%) и «Башнефть» (3,4%). Снизилась – у «Лукойла» (-1,9%). Представитель «Лукойла» схемой 60-66 доволен: инвестиции в разведку и добычу увеличились на $1,3 млрд, в переработку и сбыт – снизились на $1 млрд. Рост добычи – прямое следствие механизма 60-66, говорит представитель «Газпром нефти». Представитель «Башнефти» напомнил, что для компании новации были невыгодными: объем переработки превышает добычу, но потери были частично компенсированы снижением ставки НДПИ для месторождений нефти с высоким содержанием серы в Башкирии.

Борисов считает, что результаты первого полугодия могут быть связаны не только с реформой: существенная часть прироста добычи обусловлена дорогой нефтью, активами, которые вводились до 60-66, и улучшением производственного менеджмента. По данным Минэнерго, за полгода добыча в европейской части и в Западной Сибири выросла всего на 0,3%, в Восточной Сибири – на 12,2%.

Не удалось достичь одной из основных целей реформы – экспорт темных нефтепродуктов не снизился, а вырос на 25,2% до 39,4 млн т. А доля светлых нефтепродуктов в корзине даже сократилась в сравнении с I кварталом 2011 г. с 56,2 до 55,9%, их экспортные поставки – на 10,7% до 27,4 млн т. В конце 2011 г. в эксплуатацию была введена первая очередь НПЗ «Танеко», объясняет эти итоги федеральный чиновник. Получить комментарии «Татнефти» не удалось.

Еще одна причина – сама формула: при дорогой нефти (за полгода средняя цена – $114,1) экспорт мазута остается выгодным. Возможно, надо было вводить более сложный режим, когда ставки меняются при изменении цены нефти, говорит руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов, участвовавший в разработке системы 60-66.

Нужно убрать заградительную пошлину на бензин, уверен представитель «Лукойла». Другой нефтяник советует снижать пошлину на нефть до 55%, а затем до 50%, на нефтепродукты – двигать в сторону 72%. Если по итогам года эффект для бюджета будет нейтральным, нужно увеличивать разницу между пошлинами на нефть и нефтепродукты или думать о вариантах с налогом на добавочный доход (нагрузка зависит от финансового результата), говорит федеральный чиновник.

Пока бюджет ничего не потерял и не приобрел: доходы выросли в сопоставимых условиях на 0,2%. Сотрудник Минфина недоволен: по его словам, расчеты сомнительные, а вопрос о повышении нагрузки на отрасль, в том числе возврате коэффициента 0,65, может встать в будущем – ситуация с бюджетом сложная, а тем, кому тяжело, будут предоставляться льготы по единой методике, она уже подготовлена Минэнерго.

Льготы даются новым месторождениям, а 60-66 вводилась для предотвращения спада на старых, спорит нефтяник: бюджет не приобрел, но экономика выиграла – не самый плохой итог.