Статья опубликована в № 3221 от 31.10.2012 под заголовком: «Юг» с двумя полюсами

Строительство нефтепровода «Юг» до Туапсе обойдется на 20% дороже, чем до Новороссийска

«Транснефть» и «Роснефть» продолжают спорить о маршруте нефтепродуктопровода «Юг»: монополия хочет, чтобы труба вела в Новороссийск, «Роснефть» борется за то, чтобы она заканчивалась в Туапсе. Второй вариант на 20% дороже, предупреждает «Транснефть»

Нефтепродуктопровод «Юг» на сайте «Транснефти» значится в числе перспективных проектов как часть трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья. Труба длиной 1465 км и мощностью 8,7 млн т должна пройти по маршруту Сызрань – Самара – Саратов – Волгоград – Новороссийск.

Но в июне президент «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина направить ветку в Туапсе, где компания увеличила мощность нефтеналивного терминала до 10,2 млн т. Путин поручил подготовить предложения.

В таком случае стоимость трубы превысит 120 млрд руб., ответил позднее президент «Транснефти» Николай Токарев. Таких денег в инвестпрограмме «Транснефти» нет, но компания готова реализовать проект на средства «Роснефти», добавил он.

Сейчас обсуждается три варианта окончания трубы: Новороссийск, Туапсе и ветки в оба порта, напоминает представитель «Транснефти» Игорь Демин.

В конце сентября вице-премьер Аркадий Дворкович поручил «Транснефти» и нефтяным компаниям согласовать объемы прокачки по трубопроводу, обсудить тариф и внести в согласованные предложения по схеме финансирования проекта. Пока компании не предоставили данных, необходимых для принятия решения, рассказал «Ведомостям» замминистра энергетики Павел Федоров: 26 октября в министерстве прошло совещание по этому поводу, скоро будет назначено новое. Представитель «Транснефти» по-прежнему настаивал на окончании маршрута в Новороссийске, рассказывает один из участников встречи, «Роснефть» выступала за Туапсе, обещая участвовать в финансировании проекта и обеспечить поставку до 5 млн т нефтепродуктов в год. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. Пока госкомпания гарантии прокачки не предоставила, говорит представитель «Транснефтепродукта» Илья Архипов: объемы подтвердил лишь «Лукойл» – 3,7 млн т в год.

Демин рассказал, что, по мнению его компании, «оптимальным» вариантом является строительство трубы до новороссийского Шесхариса. В этом случае длина трубы будет 1465 км, а затраты в ценах 2011 г. составят 111 млрд руб. (см. врез), рассказывает собеседник: труба с окончанием в Туапсе будет длиннее (1525 км) и дороже (135,5 млрд руб.). А если делать два ответвления, то цифры еще вырастут до 1681 км и 148 млрд руб., делится расчетами представитель «Транснефти».

По маршруту «Юга» расположены НПЗ «Роснефти», «Лукойла» и ТНК-ВР. Представители двух последних не сказали, какой порт для них предпочтительнее. С одной стороны, «Транснефть» может выступать за Новороссийск, потому что является совладельцем порта, считает аналитик Raiffeizenbank Андрей Полищук, с другой – этот маршрут очевидно выгоднее, а если конечной точкой будет выбран Туапсе, это «нарушит равные конкурентные условия для нефтяных компаний» (ведь они будут пользоваться инфраструктурой конкурента). Все порты обязаны оказывать услуги всем на недискриминационных условиях, заявил замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать