Статья опубликована в № 3262 от 28.12.2012 под заголовком: Киоск, до свидания

В следующем году покупатели не найдут в киосках пиво и сигареты

С 1 января покупатели не смогут найти в киосках пива, а после принятия антитабачного закона – и сигарет. Киоскеры устраивали митинги, просили защиты у президента и премьера, но безрезультатно. Крупной рознице изменения сулят 2,8 трлн дополнительной выручки

С 1 января 2013 г. пиво окончательно становится алкогольным напитком: на него распространяются все законодательные ограничения, касающиеся алкоголя. Для пивного рынка это означает сразу два революционных изменения. Первое: теперь пиво, как и любой другой алкогольный напиток (к ним относится все, что крепче 0,5%, кроме ряда продуктов питания вроде кваса и кефира, включенных в специальный список), нельзя будет продавать по ночам. Второе: нестационарные помещения с торговой площадью менее 50 кв. м лишаются возможности торговать пивом (водка, вино и другой алкоголь у них под запретом уже давно). Последствия этого запрета почувствуют на себе многие владельцы небольших бизнесов: по подсчетам AC Nielsen, малый розничный бизнес, лишившись в ассортименте пива, потеряет до 40% выручки. Еще примерно 40% выручки ларечники могут лишиться после вступления в силу ограничений на торговлю сигаретами – в этой цифре сходятся и AC Nielsen, и владельцы ларьков. Выходит, с разницей в несколько месяцев малые формы торговли могут лишиться примерно 80% выручки.

Ограничения на торговлю сигаретами содержатся в правительственном «антитабачном законопроекте», который Госдума приняла в первом чтении в декабре и планирует, по словам зампреда думского комитета по охране здоровья Николая Герасименко, одобрить во втором и третьем чтениях в весеннюю сессию – 2013. Главная проблема для ларечников – запрет на продажу сигарет в нестационарных объектах торговли, а также в точках с торговой площадью меньше 50 кв. м для города и поселка и 25 кв. м для села. Но если первые подготовленные тогда еще Минздравсоцразвития версии предусматривали переходный период в 18 месяцев, то до Госдумы законопроект добрался уже без него – сигареты должны исчезнуть из киосков уже в день вступления закона в силу.

По подсчетам Минэкономразвития, запрет на продажу пива и сигарет может привести к закрытию около 175 000 торговых объектов, рабочих мест лишатся 500 000 человек. Это только прямые потери, реальная цифра будет больше – проблемы ведь не только у киосков, но и у обслуживающих компаний: экспедиторов, кладовщиков и т. д., считает владелец 21 киоска в Новосибирске Михаил Епишкин. Без пива и сигарет киоски начнут закрываться через несколько месяцев, уверен владелец двух киосков в Ижевске Михаил Балясников. Исключение составят те павильоны и ларьки, которые находятся на рентабельных проходных местах, но, например, в Ижевске, по его словам, таких ларьков всего 15–20% от общего количества.

В октябре Российская ассоциация киоскеров отправила президенту и премьер-министру петицию с просьбой о помощи. Под письмом стояли подписи 165 000 владельцев киосков по всей стране. Ответ был «формальной отпиской с дежурными фразами про важность борьбы с табакокурением и за здоровье нации», говорит Владлен Максимов из ассоциации киоскеров. «Никаких конкретных ответов на поставленные вопросы там нет, и что делать – не ясно», – сказал Балясников.

По данным «Infoline-аналитики», из 78 500 ларьков в 2013–2014 гг. будет закрыто около 30 000, а 25 000 – перепрофилировано. Продажи оставшихся сократятся более чем вдвое. Все это поможет крупной рознице: супер- и гипермаркеты и крупные магазины «у дома», в которые отправятся покупатели ларьков, получат 1,1 трлн руб. дополнительной выручки уже в 2013 г. и еще 1,7 трлн руб. в 2014 г.

По данным AC Nielsen, только 3,7% владельцев киосков рассматривают возможность открытия розничной точки другого формата. «В этом бизнесе я уже 12 лет, в разных районах Москвы у нас работает 92 киоска, и из них пропадет не просто один из продуктов, а весь ассортимент», – рассказывает владелец сети табачных киосков в Москве Денис Воронов. «Мы не защищены государством, которое в любой момент может выдернуть из нашего ассортимента любую группу товаров, – сетует предприниматель из Коломны Наталья Судницына. – Где гарантия, что мы перепрофилируемся, а потом не заберут что-то еще?»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать