Завершен один из этапов сделки по слиянию бизнесов CEDC и «Русского стандарта»

Агрессивная экспансия на российский рынок едва не обернулась крахом для польского алкогольного холдинга CEDC. Но проблемной компанией заинтересовался владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико. В обмен на контроль он готов помочь ей разобраться с долгами

Незадолго до рождественских каникул руководство польского алкогольного холдинга Central European Distribution Corporation (CEDC) все же выпустило в пользу компании Roust Traiding, принадлежащей «Русскому стандарту» Рустама Тарико, допэмиссию в 3 млн акций. Таким образом CEDC выполнила перед Тарико обязательства, взятые еще летом. Теперь Тарико контролирует 19,5% CEDC (до допэмиссии было 16,4%), и это только один из этапов большой сделки по слиянию бизнесов польского холдинга и «Русского стандарта». Но чтобы слияние состоялось, вступившим, кажется, в последние месяцы в конфронтацию Тарико и совету директоров CEDC придется договариваться.

CEDC была основана в Польше в 1990 г. и вплоть до 2008 г. ее главным бизнесом была дистрибуция алкоголя. Но перед самым кризисом CEDC затеяла агрессивную экспансию на восток: она приобрела сначала крупнейшего производителя водки в России – «Русский алкоголь» Сергея Генералова, добавила к нему еще одного крупного производителя – Parliament Group, а затем еще и дистрибуторскую компанию Whitehall Group. На эти три покупки ей потребовалось всего два года. Теперь 70% бизнеса польской компании приходится на Россию. Приобретения обошлись почти в $1,5 млрд, из которых деньгами компания заплатила более 90%.

Но большая часть покупок была оплачена заемными деньгами. Для заключения сделок CEDC провела несколько размещений бондов – в общей сложности на $1,3 млрд в США, где компания торгуется (все они были потрачены на приобретения в России). Первое погашение по этим нотам CEDC предстоит в марте 2013 г. – $300 млн (остальное надо будет погасить в 2016 г.). Самостоятельно компания с этими выплатами не справится, признался в феврале один из основателей CEDC Уильям Кери, занимавший тогда посты ее президента и CEO.

Похоже, став крупнейшим производителем водки в России – на самом большом в мире водочном рынке, – CEDC так и не приспособилась к работе на нем. Уже с 2010 г. компания стала показывать убытки. Тогда она объясняла их простоем заводов из-за проблем с получением акцизных марок. Но чем дальше, тем глубже становился кризис: за 2011 г. чистая выручка CEDC составила $887,6 млн, а чистый убыток – $1,3 млрд, почти столько же, сколько компания должна. Почти $1 млрд убытков – результат переоценки активов, но и операционная деятельность была убыточной.

Рустам Тарико впервые публично обнаружил интерес к CEDC в ноябре 2011 г. Котировки компании на NASDAQ тогда обновили исторические минимумы: 10 ноября 2013 г. компания стоила $213 млн. За месяц Тарико скупил на открытом рынке 9,9% акций CEDC (больше не мог из-за ограничения, наложенного советом директоров). Позднее выяснилось, что этому предшествовали полугодовые переговоры с Кери, подыскивавшим инвестора для компании. В результате в апреле 2012 г. было заключено соглашение: Тарико помогает компании при погашении бондов в 2013 г., а в обмен получает возможность увеличить свой пакет в CEDC в будущем до 28%. Но уже в июне CEDC объявляет о пересмотре итогов 2010–2011 г. в сторону ухудшения. Для Тарико это новый шанс – теперь у него есть право в будущем нарастить пакет до 41%. Кери покидает компанию, а его полномочия делят Тарико, возглавивший совет директоров и ставший временным президентом CEDC, и один из заместителей Кери – Дэвид Бейли, занявший место временного CEO компании.

Допэмиссия 3 млн акций – первое действие CEDC в направлении объединения бизнеса после практически полугодового затишья. В ноябре – декабре Бейли и Тарико обменялись через сайт Американской комиссии по ценным бумагам и биржам письмами, в которых Тарико высказывал недовольство нынешним менеджментом и просил инвесторов и акционеров о поддержке, в том числе для смены совета директоров, и даже грозил разрывом сделки. Бейли же советовал Тарико купить 100% CEDC, если ему хочется контроля над компанией.

О том, зачем ему понадобился бизнес CEDC, сам бизнесмен никогда публично не распространялся. Возможно, Тарико стало тесно в небольшом премиальном сегменте и он нацелился на лидерство на всем водочном рынке, предполагает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. В 2012 г. «Русский стандарт водка» продал в 75 странах 2,9 млн девятилитровых кейсов водки (2,5 млн кейсов было продано в 2011 г.). В этом году в Татарстане был запущен спиртовой завод. В 2011 г. «Русский стандарт» купил одного из крупнейших итальянских производителей игристых вин – Gancia. Также «Русскому стандарту» принадлежит завод по производству водки в Санкт-Петербурге и дистрибуторская компания Roust Traiding, в портфеле которой такие бренды, как Jagermeister, Metaxa и Remy Martin.