IKEA: бюрократические барьеры резко выросли во многих странах

Из-за них мебельная компания недоинвестирует миллиард евро в год, утверждает президент IKEA Микаэль Ольссон
А.Махонин/ Ведомости

В 2012 г. шведская IKEA, крупнейший мебельный ритейлер в мире, недоинвестировала в новые проекты около 1 млрд евро из плановых 3 млрд евро, пожаловался The Wall Street Journal (WSJ) президент IKEA Микаэль Ольссон. Причиной этого стало усложнение административных процедур и бюрократические проволочки, из-за которых открытие нового магазина в последние годы стало требовать вдвое больше времени. «То, что несколько лет назад занимало 2–3 года, теперь делается за 4–6. Мы сталкиваемся со скрытыми препонами на разных рынках, в том числе в пределах ЕС, и это мешает развитию, – передает слова Ольссона WSJ. – Нам нужно ускорять рост, но административные согласования становятся все длиннее. Мы способны увеличить количество проектов в промежуточных стадиях, но и власти должны пойти нам навстречу».

К концу десятилетия IKEA планирует почти удвоить свою сеть, доведя ее до 500 магазинов. В сентябре 2013 г. Ольссона на посту президента сменит Петер Агнефьель, региональный директор IKEA в Швеции. С его приходом компания намерена открывать вдвое больше новых магазинов, чем в последние годы, – по 20–25 гипермаркетов ежегодно в течение восьми лет, фокусируясь на развивающихся рынках – Китае и Индии. Строительство одного магазина обходится IKEA в 60–100 млн евро, так что инвестпрограмма ритейлера до 2020 г. может достичь 20 млрд евро, писала Financial Times.

Ольссон, уходящий с поста президента после четырех лет во главе IKEA, сделал ставку на развивающиеся рынки и не прогадал: в 2012 финансовом году, закончившемся в августе, основной рост продаж обеспечили Китай, Россия и Польша. Чистая прибыль компании выросла на 8% – до 3,2 млрд евро, а выручка – на 6% – до 27,63 млрд евро. За 2012 финансовый год IKEA открыла 13 гипермаркетов, в том числе долгострой в Самаре, увеличив сеть до 338 магазинов. В 2011 г. компания открыла 12 объектов, в 2010 г. – 15.

В июне 2009 г. тогдашний гендиректор IKEA в России и СНГ Пер Кауфман заявил, что компания приостанавливает инвестиции в Россию из-за «непредсказуемого характера административных процедур в ряде регионов». После этого ультиматума самарские областные власти впервые публично заявили, что имеют «ряд замечаний к конструктивному решению объекта и пожарной безопасности» «Меги». К августу 2009 г. чиновникам и компании удалось договориться, и та начала устранять замечания.

Сейчас у IKEA в России 14 мебельных магазинов и 14 торговых центров «Мега», компания является крупнейшим владельцем торговой недвижимости в стране. «Россия – стратегически важный для нас рынок», – говорит представитель российского офиса IKEA Мария Тихонова. С момента выхода на российский рынок компания, по ее словам, инвестировала здесь более 100 млрд руб. Но новые магазины IKEA в России пока не строит – как раз из-за затянувшихся переговоров с правительством Москвы о поиске земельных участков под строительство отдельно стоящих магазинов: этот процесс продолжается с начала 2011 г. «Мы хотели бы открыть в Москве еще три магазина IKEA – отдельно стоящих, не в составе торгового центра», – говорил Ольссон в интервью «Ведомостям» еще в начале 2011 г. Уже в конце того же года после безуспешных переговоров с властями города директор IKEA Shopping Centres Russia Пер Вендшлаг заявил: компания не намерена строить новые торговые центры «Мега» в регионах, пока развитие сети не сдвинется с мертвой точки в Москве. «Это непростая задача, так как мы учитываем множество факторов: начиная с размеров площадки, необходимой для строительства такого большого магазина, как ИКЕА, заканчивая влиянием будущего магазина на городскую инфраструктуру и жителей близлежащих районов», – рассказывает Тихонова.

Ближайший магазин в Московском регионе должен появиться, по ее словам, в 2015 г.

Но все же самые большие административные проблемы у сети в Индии, отмечает WSJ. За 20 лет IKEA планирует потратить там 1,5 млрд евро на открытие 25 магазинов. В прошлом году правительство Индии разрешило иностранным ритейлерам владеть 100% бизнеса на своей территории, однако переговоры уперлись в право управления кафе на территории торговых центров и продажи товаров под чужими брендами.