Ставка авторских выплат для кинотеатров снизится втрое

Министерство культуры предлагает снизить рекомендованную ставку авторских выплат для кинотеатров втрое – до 1% от продаж билетов
Сейчас кинотеатры неохотно делятся сборами с Российским авторским обществом/ А.Константинов/ РИА Новости

Министерство культуры подготовило и разослало на межведомственное согласование проект постановления правительства о минимальных ставках вознаграждения за публичное воспроизведение музыки (текст документа есть в распоряжении «Ведомостей»), рассказал директор некоммерческого партнерства «Киноальянс» Дмитрий Казуто. Это подтвердил статс-секретарь Министерства культуры Григорий Ивлиев, добавив, что после согласования проект будет внесен в правительство. Министерство, следует из документа, рекомендует в качестве минимальной ставки для кинотеатров 1% от продажи билетов, но конкретный размер отчислений определяется договорами сторон.

До сих пор отношения Российского авторского общества (РАО, аккредитовано государством для сбора денег в пользу авторов) и кинотеатров строились на документе, принятом почти 20 лет назад: в постановлении правительства от 1994 г. для них была рекомендована минимальная ставка в 3%. Но фактически, как признавало общество, договоры заключались по вдвое меньшим ставкам: 1,2% для киносетей и 1,5% для отдельных кинотеатров. Но и по таким ставкам кинотеатры платили неохотно – часть из них пытались через суд доказать, что действующий ГК не обязывает их платить композиторам, а также то, что РАО не имеет права собирать деньги в пользу авторов музыки в иностранных фильмах.

В 2011 г. перечисляли деньги авторам не более трети кинотеатров, в конце прошлого – уже почти 80% (данные РАО). Во-первых, региональные прокуратуры после жалоб РАО стали массово рассылать кинотеатрам предупреждения, во-вторых, никому из судящихся кинотеатров пока так и не удалось отстоять свою позицию в апелляционных и кассационных инстанциях судов, и наконец, само общество прошлой осенью снизило ставки.

После обсуждения с кинотеатрами РАО приняло в 2012 г. концепцию поддержки отечественной кинематографии, по которой базовая ставка для отдельных кинотеатров снизилась до 1,2%, а для сетевых – до 1%. Кинотеатры, работающие первый год, платят только 0,5% от сборов, а те, что оборудовали залы цифровыми проекторами, – 0,8%. По словам заместителя гендиректора РАО Олега Патрина, теперь общество работает в соответствии с этим документом и перезаключило договоры с подавляющим большинством кинотеатров.

Осенью 2011 г. правительственный совет по кинематографии постановил, что необходимо уменьшать не только ставку отчислений, но и базу для их расчета: учитывать не все продажи билетов, а только ту половину сборов, которая остается кинотеатрам (остальное получают прокатчик и продюсеры), напоминает Казуто. Проект министерства этому явно противоречит, настаивает он.

Ивлиев говорит, что не знаком с концепцией РАО по поддержке кинематографии и не обладает сведениями о том, что сейчас кинотеатры и так платят обществу около 1% от продажи билетов. «РАО официально сообщило нам, что против снижения ставки до 1%, более того, против выступили и композиторы, для которых предназначены эти деньги», – говорит он. Новая ставка, по его словам, «разумный компромисс» между интересами всех сторон, но кинотеатры, «конечно, будут недовольны и таким снижением ставки в 3 раза».

Если правительство поддержит Минкультуры и снизит рекомендованную ставку в 3 раза, то кинотеатры сразу захотят, чтобы фактические ставки также резко уменьшились, считает Патрин.

Кинотеатры и так сейчас платят РАО около 1% и новая ставка ничего для них не меняет, говорит гендиректор сети «Синема парк» Сергей Китин. И даже эта ставка уже устарела, считает он: кассы картин растут не из-за того, что в них используют все больше музыки, а скорее из-за того, что используются все более совершенные технологии, поэтому доля авторов музыки должна уменьшиться – до 0,33% сборов. Кинотеатрам удалось в прошлом году убедить РАО, что нужны отдельные ставки для залов с цифровыми технологиями, добавляет он, и чиновникам пора тоже это понять и отказаться от единой ставки для всех демонстраторов.