Boeing предложил провести дополнительные испытательные полеты Dreamliner

Они могут помочь сдвинуть с места длящееся уже более месяца расследование причин возгорания аккумулятора на борту двух самолетов Dreamliner
Nelson Ching/ Bloomberg

Расследование причин возгорания аккумулятора на борту двух самолетов Boeing 787 Dreamliner, длящееся более месяца, до сих пор не дало результата: международные регуляторы не определились даже с направлением поисков. В ответ страдающий от приземления Dreamliner Boeing предложил провести испытательные полеты для выявления неполадок. Федеральное авиационное управление США (FAA) не исключает, что ответит согласием уже через несколько дней.

За последние несколько дней чиновники и эксперты в области самолетостроения по обе стороны Тихого океана неоднократно признавались, что нисколько не продвинулись в своем расследовании несмотря на все усилия. Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта США вместе с японскими регуляторами разобрали несколько аккумуляторов, изучили связанную с ними электронику и программное обеспечение, протестировали зарядные устройства, проанализировали записи «черных ящиков», но так и не смогли обнаружить «слабое звено».

Эксперты продолжают шаг за шагом осматривать каждый участок системы электроснабжения, но без особой надежды на успех. В расследовании принимают участие представители смежных специальностей – ученые и инженеры-электронщики из ВМС США и министерства энергетики.

Boeing сообщил, что подал заявление о проведении испытательных полетов. Представитель FAA подтвердила, что в настоящее время ведомство рассматривает такую возможность. Испытательные полеты обычно проводятся на стадии разработки новых моделей, и просьба Boeing весьма необычна: FAA уже давно выдала разрешение на перевозки пассажиров. Коммерческая эксплуатация Boeing 787 началась в конце 2011 г.

Испытательные полеты пилоты Boeing проведут на специально оборудованных самолетах в соответствии с требованиями FAA. Если в течение нескольких первых полетов аккумуляторы вновь перегреются или будет доказано, что революционная система энергоснабжения дает сбои при определенных погодных и эксплуатационных условиях, испытания помогут выработать ценные рекомендации.

Расследование технических неполадок Dreamliner началось 7 января после возгорания литий-ионного аккумулятора на борту самолета Japan Airlines в аэропорту Бостона. Спустя девять дней с похожей проблемой столкнулась авиакомпания All Nippon Airways: на борту Dreamliner перегрелся аккумулятор, а в салоне чувствовался странный запах. После этих двух инцидентов пришлось приземлить весь флот Boeing 787 (всего 50 самолетов). Пессимисты заговорили о том, что «самолет мечты» поднимется в воздух только через несколько месяцев или даже через год. Авиакомпания United Continental Holdings пустила другие самолеты по предназначенным для Dreamliner маршрутам. Компания Japan Airlines отложила вылет из Токио в Хельсинки, назначенный на конец февраля: по новому маршруту должен был проследовать новый Boeing.

Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта США сообщил, что эксперты обнаружили, что в загоревшемся аккумуляторе с самолета Japan Airlines произошло короткое замыкание, но что его вызвало, остается загадкой. "Короткое замыкание, возгорание – все это признаки каких-то неполадок. Авиалайнер был сделан так, что этого не должно было произойти", - сказала председатель комитета Дебора Херсман, выступая перед журналистами в январе.

Параллельно с поиском причин возгорания Boeing разрабатывает и временные решения проблемы. Так, инженеры Boeing предлагают поместить аккумулятор в герметичную оболочку, защищающую сопредельные системы от перегрева и не позволяющую дыму проникнуть в салон. Добиться разрешения регуляторов будет непросто: до сих пор представители FAA и слышать не хотели о временных решениях проблемы.

Между тем Boeing в ближайшие несколько недель приступит к сборке новой версии Dreamliner - 787-9. Она будет летать несколько дальше, чем первый Dreamliner, и перевозить на 40 пассажиров больше (в общей сложности — около 290). Фюзеляж его будет на 6 м длиннее. Система электроснабжения останется той же — с двумя литий-ионными аккумуляторами.

Перевела Анна Разинцева