Статья опубликована в № 3321 от 05.04.2013 под заголовком: Частники подвезут РЖД

Инвесторы помогут РЖД в строительстве дорог

РЖД хочет привлечь на строительство инфраструктуры 156–406 млрд руб. частных инвестиций до 2020 г. – это 2,2–3,5% от сумм, необходимых монополии
Владимир Якунин позовет частных инвесторов строить дороги
М. Стулов / Ведомости

РЖД впервые заложила в генсхему развития отрасли железнодорожных перевозок частные инвестиции. Эта строка появилась в обновленном варианте генсхемы, направленной на этой неделе в правительство (презентация документа, подготовленная к заседанию комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, есть у «Ведомостей»). Монополия рассчитывает привлечь 156,2–405,9 млрд руб. частных денег в 2013–2020 гг., говорится в презентации РЖД.

Предыдущий вариант генсхемы до 2020 г. (принята весной прошлого года) в качестве источников финансирования предусматривал только государственные средства. Среди механизмов господдержки перечислялись финансирование за счет Пенсионного фонда, сетевые контракты, взносы в уставный капитал РЖД. Кроме того, на финансирование своей инвестпрограммы до 2020 г. РЖД планирует занимать на рынке – до 400 млрд руб. К 2015 г. соотношение долг/EBITDA РЖД должно вырасти с 1 на конец 2012 г. до 2. Эти источники финансирования сохранились и в новом варианте генсхемы.

Теперь появился и механизм привлечения частных средств. В середине марта правительство внесло в Госдуму проект закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Документ разрешает частным инвесторам вкладываться в «объекты транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования». Правительство предлагает следующий механизм: РЖД (собственник путей общего пользования) заключает с частным инвестором соглашение о ГЧП, частник получает в аренду землю под строительство, а деньги сможет привлечь под залог объекта инфраструктуры, следует из проекта документа. Вернуть инвестиции инвестор может за счет тарифов на перевозку грузов по построенному участку (они будут регулироваться государством).

В генсхеме РЖД проекты, в которые могли бы вложиться частные инвесторы, не прописаны. Пока это только одна из возможностей – закон о ГЧП еще не принят, после его принятия РЖД начнет консультации с инвесторами, объясняет федеральный чиновник. Представитель РЖД это подтверждает.

По новой генсхеме частные инвестиции предусмотрены только в консервативном сценарии (2,2%) и инновационном (3,5% – см. таблицу). В базовом варианте частные инвестиции не заложены. Основная статья расходов РЖД до 2020 г. – развитие и обновление инфраструктуры: по базовому – 2 трлн руб., консервативному – 2,9 трлн руб., инновационному – 5,2 трлн руб. Самые крупные проекты: расширение БАМа и Транссиба (180,4 млрд руб. – по консервативному варианту, 769,3 млрд руб. – по инновационному), развитие Московского железнодорожного узла (269,5 млрд руб. – по консервативному и 1,3 трлн руб. – по инновационному варианту).

Грузоотправители заинтересованы в строительстве и модернизации железнодорожных путей, поскольку длинных денег нет сейчас почти ни у кого, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В перспективе в железнодорожную инфраструктуру могли бы вкладывать крупные международные фонды, отмечает он.

Частные инвесторы уже делали попытки инвестировать в инфраструктуру: «дочка» «Сибура» – «Сибур-транс» – вложила в 2011 г. 140 млн руб., «Северсталь» – 80 млн руб., говорится в материалах РЖД. В 2012 г. «Сибур» и «Новатэк» заключили с РЖД соглашения, по которым компании вкладываются в расширение путей и гарантируют объем грузов, а РЖД обязуется их перевезти. «Новатэк» готов инвестировать в железную дорогу 30 млрд руб., вложения «Сибура» не раскрываются. РЖД ведет переговоры с «Мечелом» о заключении аналогичного соглашения на 40 млрд руб. на расширение подъездных путей к порту Ванино. РЖД рассчитывает получить от компании Игоря Зюзина деньги на расширение подъездных путей к порту Ванино. Но откуда «Мечел» возьмет эти деньги – не ясно: у компании гигантский чистый долг в $9,8 млрд (см. статью на стр. 12).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать