Владимир Потанин переписывает стратегию «Норникеля»

Команда Владимира Потанина переписывает стратегию «Норникеля». Ревизии подвергнутся инвестиционные проекты на $37,6 млрд
С. Портер/ Ведомости

Компания нуждается в перемирии, спокойной работе, над стратегией надо поработать – понять, как «Норникель» должен выглядеть через 5–7 лет», – говорил крупнейший владелец компании Потанин в интервью «Ведомостям» два года назад. Тогда в «Норникеле» был конфликт акционеров, который закончился осенью прошлого года – Потанин («Интеррос»), Олег Дерипаска (UC Rusal) и Роман Абрамович (Millhouse) подписали мировую. Абрамович получил роль арбитра в компании, а Потанин стал гендиректором.

«Норильский никель»

Горно-металлургическая компания. владельцы: «Интеррос» (30,3%), UC Rusal (27,8%), Millhouse (5,87%), «Металлоинвест» (5%). Капитализация – $24,3 млрд. финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): Выручка – $12,1 млрд, чистая прибыль – $2,1 млрд.

На новом посту бизнесмен вместе с новой командой (см. врез) принялся пересматривать стратегию «Норникеля». Нынешняя предусматривает, что «Норникель» инвестирует до 2025 г. $37,6 млрд, в том числе $10,9 млрд – в сырьевую базу, и в результате войдет в пятерку крупнейших горнодобывающих компаний мира по капитализации, удвоит в сравнении с 2010 г. EBITDA – до $14,3 млрд и в 1,5 раза увеличит добычу руды на российских предприятиях. Стратегия описывает новые проекты компании, зарубежные покупки, а также направления диверсификации – вхождение в бизнес по добыче угля, железной руды и др.

О работе над новой стратегией «Ведомостям» рассказали источники, близкие к компании. Они ожидают, что итоговый документ будет представлен инвесторам в IV квартале.

«Стратегия станет воплощением новых принципов развития, ориентированных на эффективность и дисциплину в использовании капитала. Стратегия будет далека от госплана с набором цифр – ориентиров «к такому-то году», а будет построена вокруг подходов, которые дадут максимальный возврат на капитал с учетом ситуации на рынке», – объясняет один из собеседников «Ведомостей». Годовые планы по добыче и уровню EBITDA и денежному потоку не исчезнут, но будут поставлены в более четкую общую долгосрочную модель развития. Такой подход используют все крупнейшие горнодобывающие компании мира, это позволяет более гибко реагировать на изменение конъюнктуры.

Сейчас топ-менеджеры «Норникеля» на инвестиционном комитете, который возглавляет Потанин, проводят инвентаризацию проектов, определяя значимость и эффективность. Эта работа идет около двух месяцев. Общий объем потенциальных инвестпроектов до 2020 г. – $15 млрд. Один из принципов отбора – годовая отдача должна быть не менее 20% прибыли на вложенный капитал. При таком подходе, например, очевидно, что австралийские активы (сейчас остановлены из-за неблагоприятной конъюнктуры) компании нужно продавать – при нынешних ценах на никель и медь они неэффективны, отмечает один из собеседников «Ведомостей».

По его словам, такой же подход будет применяться и к проектам по продуктовой диверсификации. «Норникель» должен максимально эффективно реализовывать свое главное преимущество – лучшую в отрасли ресурсную базу и уникальный опыт в реализации сложных проектов в горной добыче. Направления диверсификации окончательно пока не выбраны. Можно сказать лишь, что скорее всего «Норникель» увеличит свое присутствие на рынке платиноидов.

Больше всех прежней стратегией была недовольна UC Rusal. «Сейчас не самое простое время для metals & mining. Сбыт должен ставить задачу производству, а не наоборот, потому что производство тонны металла – это не самоцель. Задачей должно являться эффективное производство и эффективные продажи», – сказал вчера заместитель гендиректора алюминиевого холдинга Максим Соков. «Нужно внимательно разобраться во всех ключевых проектах компании, – считает он. – Стратегию необходимо разбить на составляющие ее проекты, посмотреть, каким образом синхронизируются сроки вывода одних мощностей с вводом других, проанализировать и сопоставить с прогнозом ввода новых мощностей в индустрии в целом».

Большинство горнодобывающих компаний мира думают прежде всего об эффективности, отрадно, что «Норникель» тоже начинает двигаться в этом направлении, рассуждает менеджер инвесткомпании – миноритарного акционера «Норникеля». Инвесторы давно ждут от компании большей прозрачности, большей открытости, добавляет он. Было бы хорошо, если бы компания объясняла, как и на что конкретно она тратит деньги. Сейчас не самое простое время для горнодобывающей отрасли, поэтому компании нужно сосредоточиться на сокращении затрат и внимательнее подходить к любым покупкам – цены на никель и медь больше не растут бешеными темпами, заключает собеседник «Ведомостей».