Бизнес
Бесплатный
Александра Крекнина
Статья опубликована в № 3360 от 06.06.2013 под заголовком: Темная сторона часов

8 из 10 наручных часов ввозятся в Россию нелегально

Изменение импортных пошлин криминализовало часовой рынок: около 80% наручных часов было ввезено в Россию в течение 2012 г. нелегально, подсчитала Ассоциация участников часового рынка
REUTERS / Ceerwan Aziz

Арифметика ассоциации такова: объем российского рынка наручных часов – около 20 млн штук в год, в 2012 г. в страну официально было ввезено 2,25 млн штук часов и еще около 1 млн – произведено внутри страны, объясняет генеральный директор ассоциации Вячеслав Медведев. «Итого официальным путем на рынок попадает менее 4 млн штук часов. Оставшиеся 16 млн поставляются в обход официальных каналов», – подытоживает он и объясняет: виноваты новые таможенные ставки.

С 1 января 2012 г. по решению комиссии Таможенного союза импортер часов должен заплатить за ввоз часов 10% от их закупочной цены, но не менее 10 евро за каждое изделие. Прежняя ставка пошлины – 20%, но не менее 3 евро. В первую очередь новые пошлины ударили по недорогим часам.

«Введение новых пошлин привело к полному прекращению официального импорта многих наиболее востребованных групп товаров и замещению его контрабандой, снижению инвестиций в продвижение и особенно систему послепродажного обслуживания. Несколько десятков тысяч человек оказались вовлечены в теневой бизнес», – говорит Медведев. При покупке за границей часов с контрактной ценой в 4 евро импортер заплатит при их ввозе 400 руб. пошлины и 100 руб. НДС, т. е. себестоимость их для компании-импортера составит около 660 руб. В рознице часы в среднем продаются в течение года, и с учетом расходов на аренду помещения, персонал и других трат оптовика и ритейлера цена на полке вырастает в 3–3,5 раза до 2000–2500 руб. Тратить такие деньги на часы основная масса россиян, особенно в регионах, не готова: по данным Росстата, средняя розничная цена часов в 2011 г. составляла 1007 руб., добавляет Медведев.

Себестоимость импортных часов среднего ценового диапазона выросла примерно в 1,5 раза: если раньше часы для конечного потребителя стоили 2000 руб., то сейчас их цена увеличилась до 3000 руб., подтверждает представитель компании Business & Watch (дистрибутор и импортер Romanson, Timex, Citizen, Police и др.) Сергей Олейников. Компания, по его словам, работает в ценовом сегменте с закупочной ценой часов на уровне $20–50. «Для значительной части брендов, которые мы дистрибутируем, пошлина вместе с НДС теперь составляет до 80% от контрактной цены, а для некоторых и выше. Эти бренды стали стоить для покупателя необоснованно дорого», – говорит Олейников.

В комиссии Таможенного союза о проблемах часовщиков не знают. Официальных обращений от представителей часовой отрасли к ним не поступало, сказал представитель комиссии. Для пересмотра ставок таможенных пошлин необходим формальный повод, говорит он. Ассоциация сейчас готовит письмо Минпромторгу с предложением пересмотреть ставки таможенных пошлин, рассказывает Медведев. Отраслевое объединение хочет предложить снизить ставку до 10%, но не менее 1 евро для простых часов и до 10% и не менее 20 евро для часов, корпус которых изготовлен из драгоценного металла или покрыт им (сейчас ставка пошлины на такие часы – 20%, но не менее 6 евро). Это позволит свести к минимуму разницу в розничных ценах на дорогие часы в России и за рубежом, легализовать импорт недорогих часов и повысить собираемость налогов. Пока письмо не отправлено.

«Неадекватное повышение таможенных ставок» вынуждает дистрибуторов и импортеров ввозить товар по серым схемам, которые позволяют сэкономить до 60% от контрактной стоимости, рассказывает Олейников.

Легальным импортерам конкурировать с серыми невозможно, говорит Андрей Городков из ООО «Орбита» (дистрибутор Orient, Casio, Romanson и др.): с новыми пошлинами минимальная цена часов в рознице не может быть меньше 1500–2000 руб., но даже в торговых центрах класса А есть торговые точки с часами от 700 руб. за штуку.

«С прошлого года все дистрибуторы перестали ввозить часы Q&Q – это демократичная линейка Citizen. Однако на прилавках любого города России вы найдете тысячи моделей Q&Q, включая самые новые», – говорит Олег Зимин, генеральный директор группы «Август».

Сильнее всего, по словам Городкова, пострадали продажи часов средней ценовой категории, в портфеле компании это бренд Romanson. Его продажи по итогам 2012 г. упали на 20% и еще на столько же снизятся в течение 2013 г., полагает он. Business & Watch потеряла за прошлый год примерно 20% выручки, говорит Олейников и объясняет, что после повышения пошлин ритейлеры еще почти полгода не покупали новые часы, а продавали товарные остатки.

Российским производителям часов изменение пошлин не помогло. «Мы не видим сколько-нибудь заметных изменений в нашем сегменте рынка», – говорит управляющий директор Петродворцового часового завода «Ракета» Жак фон Полье. «Ракета» сама изготавливает механизмы, импортирует только камни, корпуса, стекла и ремешки. Часы «Ракета» стоят от 7000 до 30 000 руб. «В наше время, когда часы есть везде – даже на холодильнике и стиральной машине, наручные часы и не могут быть дешевыми. Это аксессуар, предмет искусства. Существующие пошлины должны создавать барьер на пути дешевых некачественных китайских часов. Насколько эффективно они способствуют этому – вопрос, но часовщики, которые борются за снижение ставок, отстаивают интересы не настоящих производителей, а импортеров дешевых товаров», – считает Полье.

По словам сотрудника российского офиса Swatch Group (выпускает продукцию под 19 брендами, в том числе Breguet, Blancpain, Omega, Tissot и Swatch), бизнес группы от введения новых пошлин только выиграл: ввозить дорогие часы стало выгоднее, а за счет диверсифицированного портфеля удается сгладить снижение маржи от продажи недорогих моделей. Представитель Swatch Group не стал комментировать, как изменение пошлин в России отразилось на продажах группы в стране.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать