ВЭБ хочет продать КТЗ «Уралвагонзаводу»


Наблюдательный совет ВЭБа принял принципиальное решение о возможной продаже Machinery & Industrial Group N.V. (M&IG), которая владеет 100% акций концерна «Тракторные заводы» КТЗ (КТЗ), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в банке. Потенциальным покупателем может стать государственный «Уралвагонзавод» (УВЗ), сообщают несколько источников, знакомых с ситуацией. Переговоры о продаже велись также с «Русскими машинами» Олега Дерипаски, но «выбор сделан в пользу УВЗ, с которым ВЭБу проще реализовать сделку».

Схема продажи еще обсуждается, но наиболее вероятна конвертация долга КТЗ перед ВЭБом (более 18 млрд руб.) в уставный капитал M&IG и ее последующее внесение в капитал УВЗ в обмен на акции допэмиссии. Размер доли ВЭБа в УВЗ еще не определен. «Это будет зависеть от оценки, которую только предстоит провести», — говорит один из собеседников издания. Окончательные параметры сделки должны быть утверждены до конца года.

Сделку осложняет право на обратный выкуп M&IG у бывших собственников КТЗ Михаила Болотина и Альберта Бакова. ВЭБ получил КТЗ в 2010 г. в обмен на кредит в 15 млрд руб. Ключевыми условиями сделки был возврат собственникам концерна 100% акций M&IG после выплаты кредита в 2017 г., а также сохранение старого менеджмента. Договориться с ними о расторжении опциона пока не удалось, отмечает собеседник издания. Способы прекращения опциона ВЭБ ищет уже год, но, по словам источника, близкого к КТЗ, у банка нет оснований в одностороннем порядке изменить его условия: кредит должен быть возвращен только через 4 года, а его условия никто не нарушал.

Отказаться от опциона ВЭБу позволил бы дефолт КТЗ, говорит один из источников газеты. Сейчас концерн как раз оказался перед угрозой дефолта по кредитам, выданным синдикатом банков во главе со Сбербанком. С учетом процентов долг превышает 35 млрд руб. В первом полугодии КТЗ должен был выплатить 16,6 млрд руб. основного долга и процентов, но до сих пор не сделал этого. Банки требуют от КТЗ незамедлительно погасить долг, угрожая дефолтом по кредитам и обращением взыскания на имущество КТЗ. «В этом случае ВЭБ должен будет потребовать досрочного погашения своего кредита, что, скорее всего, приведет к кросс-дефолту», — рассказывает собеседник «Коммерсанта».

Но такая схема отказа от опциона «может быть реализована только в крайнем случае, если переговоры с прежними собственниками концерна провалятся, поскольку она создаст массу дополнительных юридических проблем», говорит источник издания. Сейчас с синдикатом удалось договориться о временном переносе сроков платежей по кредиту «для дальнейшего проведения переговоров». В УВЗ и Сбербанке от комментариев отказались.

Нынешний руководитель и бывший собственник КТЗ Михаил Болотин говорит, что его «не ставили в известность» о решении по продаже концерна "Уралвагонзаводу", и добавляет, что «у нынешнего менеджмента КТЗ есть несколько собственных сценариев по выводу его из кризиса». В Минпромторге говорят, что переговоры с держателями опциона и банками-кредиторами продолжаются.

КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании, Австрии, Нидерландах, Сербии и на Украине. По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 г. — 53 млрд руб., выручка российских предприятий — 45,5 млрд руб. Общий долг КТЗ на конец 2012 г. — 59,5 млрд руб. По оценке главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, финансовые показатели КТЗ в 2013 г., будут еще хуже из-за снижения выручки и прибыли в вагонном сегменте. Стоимость активов концерна составит не более 30 млрд руб., а доля ВЭБа в УВЗ в итоге окажется в пределах 10%, считает эксперт.