Якунин отказался "дискутировать с теми, кто не видит разницы между тарифами и вагонной составляющей"


На критику тарифов РЖД президент компании Владимир Якунин ответил "кратким ликбезом" в своем блоге. Обвинения руководителя ФАС Игоря Артемьева в завышении расценок на перевозки он назвал "надуманными". "Я не стану развернуто отвечать на опубликованный текст, потому что не могу вступать в дискуссию с теми, кто не видит разницы между тарифами и вагонной составляющей".

Якунин напомнил, что уровень тарифов определяется ежегодным решением правительства "с участием всех заинтересованных сторон, в том числе частных операторов подвижного состава и грузовладельцев". Его компания "не рисует эти цифры в закрытых кабинетах", заверил он. По его словам, уровень тарифов всегда является компромиссным решением и это решение "никогда не работало и не работает в пользу РЖД". Рост тарифов на железнодорожные перевозки он предложил сравнить с ростом доходов "приватных операторов" или ростом цен в ТЭК и металлургии. "Зато стоимость вагонной составляющей частный оператор устанавливает самостоятельно, и сдерживающих факторов у него нет", - добавил он.

23 июля руководитель ФАС Игорь Артемьев отметил, что в России расценки на железнодорожные перевозки одни из самых высоких в мире. Он считает, что текущее тарифное руководство - прейскурант, где перечислены тарифы на перевозки грузов ОАО «РЖД», - пора заменить. Этот документ он назвал «совершенно изломанным» руководством, которое отражает «влияние различных лоббистских групп на тарифы». По его словам, «когда принималось это тарифное руководство некоторое время назад, если сравнить его с нынешним тарифным руководством, то выяснится, что мест, которые не поменяли, уже почти не осталось».

«Сейчас она все блокирует, она ничем не сотрудничает, т. е. примерно становится нашим вторым, уже железнодорожным, "Газпромом", который в общем и не начинал никаких реформ», - заключил Артемьев.

На это обвинение РЖД уже ответила в тот же день, назвав критику в свой адрес "бездоказательной и голословной". Компания напомнила, что она совместно с причастными министерствами и ведомствами при поддержке российского правительства активно прорабатывает вопросы формирования достаточных источников инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры, отмечается в сообщении. В РЖД подчеркнули, что в состав правления Федеральной службы по тарифам, которая формирует тарифную политику, входит и представитель ФАС.

В результате государственного регулирования тарифов РЖД продолжает существенно снижать транспортную нагрузку на экономику и создавать условия для развития других отраслей экономики за счет недофинансирования железнодорожной инфраструктуры, подчеркивала пресс-служба компании: "Так, при достаточно значимом росте объемных показателей перевозок в 2012 г. (+2,4%) ОАО "РЖД" из-за ограничения тарифа обеспечило чуть меньший вклад в ВВП - 1,74% против 1,81% в 2011 г., тем самым обеспечив "перекрестное субсидирование" других секторов экономики".

"С 2003 по 2012 г. цены в промышленности в целом возросли в 3,4 раза, в топливной промышленности - в 5,5 раза, в черной металлургии - в 3,6 раза, а на железнодорожном транспорте - только в 2,8 раза. В результате обеспечивается снижение транспортной составляющей (в части тарифов РЖД) в основном по всем родам грузов. Так, с момента создания ОАО "РЖД" по железной руде она снижена почти на 32%, по сырой нефти - на 34%, по мазуту - на 56%, по коксующемуся углю - на 24%, зерну - на 17%", - говорилось в пресс-релизе РЖД.