США впервые за несколько лет опередили Китай по темпам роста рынка роскошных товаров

Patrick Fallon/ Bloomberg

Мировой рынок товаров личного пользования класса люкс - аксессуаров, одежды, драгоценностей и часов - вырастет в 2013 г. лишь на 2% против 10% роста в предыдущем году, указано в ежегодном исследовании Luxury Goods Worldwide Market Study компании Bain&Co.

Быстрый рост последних лет становится скромнее, комментирует это Клаудиа Д'Арпизио, партнер Bain в Милане. На динамике негативно сказались экономические проблемы в Европе и падение курса японской иены (Япония - второй в мире рынок предметов роскоши).

При этом на рынке меняется тренд: по итогам 2013 г. продажи дорогих товаров личного пользования в США увеличатся больше, чем в Китае, сохранявшем последние годы статус лидера по темпам роста. По сравнению с 2012 г. продажи товаров класса люкс в США вырастут на 4% до 62,5 млрд евро, тогда как в Китае - на 2,5%, до 15,3 млрд евро, указывает Bain&Co. Такими же темпами, как и в США, увеличится рынок luxury во Франции (до 15,1 млрд евро) и Великобритании (до 12,1 млрд евро).

Тем не менее даже скромный рост поможет Китаю обогнать Францию по объему продаж предметов роскоши и занять четвертое место среди крупнейших рынков, указывают эксперты Bain.

Некоторые аналитики объясняют снижение темпов роста китайского рынка политическими причинами. Си Цзиньпин, занявший этой весной пост председателя КНР, приказал чиновникам «вернуться к спартанским корням». Это «срезало» важную часть спроса на предметы роскоши, которые традиционно использовались в стране как подарки, и оказало сильное негативное влияние на продажи предметов роскоши и даже более доступной продукции дорогих брендов, отметили аналитики Citi в октябрьском отчете.

В Китае упали продажи дорогой недвижимости, роскошных часов и деликатесов. Так, продажи Швейцарской ассоциации производителей часов в материковом Китае за январь-август 2013 г. снизились на 17%, правда, осенью падение начало замедляться, отмечено в отчете Citi. Тем не менее жесткая позиция Си Цзиньпиня ограничивает возможности восстановления рынка, считают аналитики группы. Показное потребление теперь не в моде у госслужащих и их семей, прежде составлявших в Китае значительную часть клиентуры дорогих магазинов.

Правда, китайские покупатели становятся скромнее только на родине, тогда как их заграничные расходы продолжают расти - они тратят там чуть ли не в четыре раза больше, чем в Китае, подсчитали в Bain.

Именно этот фактор - одна их причин хорошей динамики в США: продажи дорогих брендов в западных штатах растут вместе с числом китайских туристов в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе, указывают эксперты компании.

В целом по миру на китайских покупателей приходится от 25% до 30% рынка товаров класса люкс, который в этом году составит 217 млрд евро, подсчитала Bain&Co. Китайцы, вместе с туристами из других стран, и прежде всего России, поддерживают рост продаж предметов роскоши в Европе. Так, по данным Bain, туристы обеспечивают половину выручки дорогим брендам в Италии, 55% - в Великобритании и 60% - во Франции.

Весь рынок товаров и услуг класса люкс - с учетом еды, напитков, мебели, яхт, роскошных автомобилей и дорогих отелей - вырос на 6% до 800 млрд евро. В ближайшие пять лет он, по оценкам Bain&Co, превысит 1 трлн евро.

В России рынок товаров личного потребления класса люкс составит в 2013 г. 5,8 млрд евро, считают аналитики Bain&Co. Это на 5% больше уровня 2012 г. До этого рынок рос на 10% в год.