«Вымпелком» выбыл из топ-3 российских интернет-провайдеров

«Вымпелком» впервые не вошел в первую тройку российских операторов широкополосного доступа - третье место он уступил МТС
S. Dawson/ Bloomberg

Возможно, улучшить положение в сегменте ШПД «Вымпелкому» помогли бы изменения в структуре корпоративного управления, в частности, создание отдельной самостоятельной бизнес-единицы, которая занималась бы розничным доступом, считает исполнительный директор группы операторов «Горком» Алхас Мирзабеков. Исторически сложилось так, что эти бизнес-единицы есть, к примеру, в МТС и «Мегафоне», напоминает он. С одной стороны, управление сотовым и фиксированным бизнесом сильно отличается, с другой - отдельное подразделение, занимающееся ШПД, способно быстрее и эффективнее решать операционные вопросы, отмечает Мирзабеков.

По итогам III квартала 2013 г. МТС в России обслуживала больше 2,33 млн абонентов широкополосного доступа (ШПД) - на 35 000 больше, чем кварталом ранее, «Вымпелком» - чуть более 2,3 млн (его абонентская база ШПД уменьшилась на 48 000 подписчиков), следует из отчета Telecomdaily. Таким образом МТС вернула себе третье место по количеству абонентов на российском рынке ШПД, утраченное в III квартале 2012 г., а «Вымпелком» впервые не попал в первую тройку ШПД-провайдеров. На конец сентября 2013 г. первое место по количеству абонентов занимал «Ростелеком» (более 9 млн), второе - «Эр-телеком холдинг» (более 2,63 млн).

Изменение позиций крупнейших российских интернет-провайдеров обусловлено ростом конкуренции на региональном рынке ШПД, считает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. «Вымпелком» работает в регионах, где, как правило, в одном доме услуги предоставляют четыре-пять провайдеров - переток абонентов к операторам, предлагающим более выгодные тарифы, в такой ситуации неизбежен. МТС находится в таком же положении, однако прирост подписчиков ей обеспечило продвижение в Москве сети оптического доступа GPON, отмечает Кусков. Сеть GPON строит «дочка» МТС МГТС. По собственным данным, к началу сентября 2013 г. у нее было более 550 000 подписчиков GPON против 40 000 годом ранее, то есть их количество выросло почти в 14 раз.

Абонентская база МТС в итоге заметно не выросла, а «Вымпелкома» - сильно не сократилась, отмечает Кусков. Чтобы преодолеть стагнацию, операторам стоит продолжить покупку независимых региональных операторов, а также более активно строить собственные сети, полагает он.

«Вымпелком» занимал второе место после «Ростелекома» на российском рынке ШПД до конца 2012 г. - тогда на третье его оттеснил «Эр-телеком». Чуть ранее эта же компания вошла в первую тройку российских операторов ШПД, оставив на четвертом месте МТС.

ШПД-бизнес МТС растет и в Москве, и в регионах, уверяет директор по фиксированному бизнесу и ТВ группы МТС Дмитрий Багдасарян. В Москве на рост подключений к услугам влияет реконструкция сетей МГТС на базе технологии GPON: более 40% абонентов используют дополнительные сервисы помимо традиционной телефонии, передал он «Ведомостям». В регионах рост количества абонентов ШПД происходит в первую очередь за счет продаж абонентам платного ТВ услуг доступа в интернет в пакетных предложениях, а также за счет расширения интернет-сетей, отмечает Багдасарян.

Рынок проводного интернета и платного ТВ в крупных городах действительно перенасыщен, неудивительно, что рост этого сегмента во многом обеспечивается переключениями от одного оператора к другому, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Несмотря на это, потенциал роста в крупных городах еще не исчерпан, считает она. «Вымпелком» продолжает развивать интернет и домашнее цифровое ТВ во всех городах присутствия услуг, говорит Айбашева. Сейчас «Вымпелком» присутствует на рынках ШПД более 100 городов, на рынках платного ТВ - 36.