РЖД теряет прибыль и увеличивает уровень долга

А.Махонин/ Ведомости

Приобретенный в конце 2012 г. у французской Peugeout-Citroen логистический оператор Gefco позволил РЖД увеличить выручку по МСФО за первое полугодие на 13,4% до 841,8 млрд руб. (85,7 млрд руб. из этого - выручка Gefco). Чистая прибыль РЖД в первом полугодии снизилась более, чем в 2 раза, - до 31,7 млрд руб., EBITDA сократилась на 11,2% - до 181 млрд руб. Рентабельность по EBITDA - 23,2%, сообщила компания.

На 19,7% выросли и операционные расходы РЖД, достигнув 794,2 млрд руб. (из этой суммы 81 млрд руб. приходится на Gefco). При этом значительную часть составили затраты на логистические и экспедиторские услуги у сторонних организаций.

Доходы от пассажирских перевозок (+10,2%) росли быстрее, чем от грузовых (+0,53%). Увеличение доходов от пассажирских перевозок обеспечил рост пассажиропотока и тарифов.

Затраты на амортизацию РЖД в первом полугодии выросли на 13,7% до 102,7 млрд руб. Зарплата сотрудников железнодорожной монополии выросла на 7,2%. Дополнительным фактором роста расходов стала отмена льготы по налогу на имущество (железнодорожная инфраструктура). Выплаты по этому налогу составили 5,1 млрд руб.

Долговая нагрузка РЖД на 30 июня в 1,82 раза превышает EBITDA за последние 12 месяцев. На 31 декабря 2012 г. она превышала EBITDA в 1,05 раза. Рост этого показателя РЖД объясняет снижением EBITDA и увеличением программы выпуска инфраструктурных облигаций. Использование данного инструмента позволило ОАО «РЖД» увеличить средний срок погашения обязательств в своем портфеле с 4,9 лет (на конец 2012 г.) до более 7 лет по состоянию на 30 июня 2013 г.

Объем капитальных вложений РЖД в первом полугодии вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 263,7 млрд руб.