Какие иностранные компании могут пострадать из-за ухудшения отношений России с Западом

Первые санкции оказались скорее символическими, но удар по доверию иностранных предпринимателей уже нанесен; сократиться могут и заработки инвестбанков, помогавших российским компаниям привлекать капитал в Лондоне
AP

В понедельник США и Евросоюз наложили санкции на некоторых российских и украинских чиновников и депутатов, однако пока воздержались от введения торговых санкций. «Жесткие экономические санкции быстро ослабят не только экономику России, но и экономику Европы», - полагает Экхард Кордес, председатель Восточного комитета немецкой экономики.

Французский банк Societe Generale сделал большую ставку на Россию, приобретя Росбанк; выручка Societe Generale в России в 2013 г. составила 1,42 млрд. Фредерик Удеа, гендиректор Societe Generale, в пятницу предположил, что любые санкции ЕС в отношении России будут ограниченными, поскольку обеим сторонам есть что терять. «На короткий период времени может быть ограничен доступ на международные рынки», - сказал он в эфире CNBC. Однако подчеркнул, что в долгосрочной перспективе связь России с Европой останется крепкой.

Однако иностранные компании, работающие в России, уже задумались о дальнейших перспективах ведения бизнеса, пишет The Wall Street Journal. Причем дело не только в возможных санкциях, но и в ухудшении экономической и инвестиционной ситуации в России. Растет неопределенность, замораживаются некоторые проекты, действия российских властей нанесли серьезный удар по доверию зарубежных предпринимателей.

Может осложниться и работа международных инвестиционных банков, которые активно консультируют российские компании по вопросам привлечения капитала на западных рынках. Пока санкции США и ЕС оказались не такими жесткими, как опасались, судя по их словам, некоторые топ-менеджеры банков, передает WSJ. Однако инвестбанки могут пострадать «от неформальных санкций, которые рынок наложит на российские активы и которые будут болезненны и чреваты серьезными последствиями» из-за гораздо более обременительных требований к оценке активов, юридических и правовых рисков, цитирует газета Бернарда Сачера, американского банкира, долгие годы проработавшего в Москве (был сооснователем «Тройки диалог», возглавлял «Альфа-капитал», российский офис Merrill Lynch, сейчас - член совета директоров «Атона»).

Компании

По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса, среди входящих в нее компаний растут опасения относительно дальнейшего ведения бизнеса в России. В частности, представители компаний все чаще обращаются за советом, как им действовать в условиях замедления экономики России и ослабления рубля. «Сейчас появилась еще одна проблема - стремительно растет недоверие к российскому правительству. Это усугубляется опасениями по поводу воздействия на бизнес возможных экономических санкций», - говорит Хармс.

Андреас Кнауль, руководитель российского отделения консалтинговой компании Rödl & Partner, сообщает, что некоторые его клиенты замораживают новые инвестиционные проекты. Также они, преимущественно немецкие компании средней величины, больше беспокоятся о возможной конфискации активов Россией (в ответ на санкции) и запрете ЕС на экспорт в Россию некоторых видов продукции, например военной техники.

Много активов в России у британской BP. Ей принадлежит 20% акций «Роснефти», на долю которой пришлось более 30% добычи нефти и газа BP в IV квартале 2013 г. По мнению Джейсона Кенни, аналитика Banco Santander, даже если в отношении России будут приняты новые санкции, BP скорее всего продолжит владеть долей в «Роснефти». Комментировать WSJ ситуацию в России представители BP отказались. На вопросы газеты не ответила и представитель французской Danone, у которой в России более 20 заводов. На долю России в 2013 г. пришлось 11% мировых продаж этого ведущего производителя молочной продукции.

Фактор, который тесно связывает Россию с Европой, - экспорт газа. Итальянская компания Eni является крупнейшим корпоративным клиентом «Газпрома», который обеспечивает потребности Италии в газе на 18%. Австрия, Румыния и другие европейские страны зависят от поставок российского газа еще больше.

Степень интеграции России в мировую экономику хорошо видна на примере автомобильной отрасли. В последние годы объем продаж автомобилей в России стремительно рос, эксперты даже предсказывали, что российский авторынок скоро обгонит немецкий и станет самым крупным в Европе. Однако теперь многие аналитики изменили свои прогнозы и не ожидают, что это произойдет раньше 2020 г.

В то время как объем продаж автомобилей в Европе снижался, некоторые зарубежные автопроизводители инвестировали значительные средства в развитие производства в России. Например, General Motors в 2012 г. обещала инвестировать $1 млрд, чтобы увеличить производственные мощности в стране до 350 000 автомобилей в год к 2018 г. Volkswagen в том же году пообещала построить завод по производству двигателей за $1,25 млрд. В прошлом году Ford Sollers объявил, что планирует вложить $274 млн в строительство завода двигателей в Татарстане.

Кроме того, в 2008 г. Renault купила 25% акций «АвтоВАЗа» за $1 млрд. Ожидается, что к середине этого года доля альянса Renault-Nissan в капитале российской компании вырастет до 74,5%. «Мы продолжаем пристально следить за развитием ситуации, - сказал в понедельник представитель Renault. - Недавние проблемы не уменьшают потенциал российского автомобильного рынка, который далек от насыщения».

Банки

Российские компании активно привлекали деньги в Лондоне, теперь это может стать проблематичным, отмечает WSJ. По данным Dealogic, в 2004-2013 гг. совокупный объем капитала, привлеченного за счет размещения облигаций и получения кредитов, составил почти $400 млрд, в том числе около $47 - в прошлом году. Комиссии банков обычно составляют до 3% от заемной суммы, т. е. за последнее десятилетие они зарабатывали на помощи российским компаниям в среднем около $1,2 млрд в год.

Россия также стала основным поставщиком компаний для размещения акций и депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже (LSE): с 2004 г. 70 компаний привлекли таким образом $49,3 млрд. Больше других на этом заработали Morgan Stanley, который занимает первое место в списке банков, организовавших за последние 10 лет размещение глобальных депозитарных расписок в Лондоне, Deutsche Bank и Goldman Sachs: в общей сложности они провели 25 сделок почти на $10 млрд.

Deutsche Bank и Goldman Sachs отказались комментировать возможные последствия санкций, Morgan Stanley не ответил на запрос WSJ.

Кроме того, лондонские банки зарабатывают комиссии на торговле российскими бумагами. По данным LSE, в 2013 г. пять иностранных компаний, акции которых наиболее активно торговались на бирже, были российскими.

По оценке Криса Уифера из Macro Advisory, частные российские компании готовят к IPO в Лондоне сделки на сумму около $25 млрд, планы по размещению бумаг в рамках программы приватизации могут быть вдвое больше этой суммы. Однако украинский кризис привел к резкому падению котировок российских бумаг, поэтому планы по привлечению средств могут не реализоваться в полной мере.