Федеральная пассажирская компания хочет закупить двухэтажные вагоны вместо плацкартных


Федеральная пассажирская компания (ФПК) ОАО "РЖД" собирается начать закупать двухэтажные купе вместо плацкартных вагонов. Как сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на несколько источников на рынке, ФПК обратилась в Минпромторг по этому поводу. Руководитель ФПК Михаил Акулов сообщил, что компания просит ведомство отнести двухэтажные вагоны к регулируемому сегменту, к которому сейчас относятся плацкарты и общие вагоны. Также, по его словам, ФПК просит ведомство сменить субсидирование перевозок в плацкарте на господдержку двухэтажных вагонов. Оператор готов получить субсидию через Государственную транспортную лизинговую компанию, добавил Акулов. Он уточнил, что в субсидии для ФПК заложены только операционные расходы, но не инвестиционные, а при переходе на двухэтажные вагоны ФПК сможет изменить принципы субсидирования таким образом, чтобы получаемых сегодня 25 млрд руб. субсидий хватало и на обновление парка.

По оценке ФПК, билеты в двухэтажные вагоны будут на 20-30% дороже, чем в плацкарту, если государство будет субсидировать эти перевозки. Первый двухэтажный поезд был запущен между Москвой и Адлером осенью 2013 г. Сначала билет в него стоил на 30% дешевле, чем в одноэтажный купейный вагон. С 16 апреля 2014 г. тариф на проезд в двухэтажном поезде был поднят из-за роста спроса в летний период. В 2014 г. ФПК собирается купить 50 двухэтажных купейных вагонов для направлений Москва - Петербург и Москва - Казань, еще 15, но с сидячими местами, будут закуплены в 2015 г. для направления Москва - Воронеж.

Минпромторг подготовил проект изменений в постановление правительства от 20 января, регулирующее субсидии для лизинговых компаний, дающих скидки на покупку "инновационных вагонов". В постановление будут включены не только грузовые вагоны, но и двухэтажные купе, говорят источники газеты и подтверждает руководитель департамента транспортного и специального машиностроения Александр Морозов. По его словам, двухэтажные вагоны согласованы с ОАО "РЖД" и Минтрансом как более эффективные: они дают снижение издержек до 30%. Двухэтажные вагоны производит Тверской вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в "Трансмашхолдинг"). По подсчетам главы "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, двухэтажный поезд стоит примерно в 1,5 раза дороже обычного - $2 млн.

В 2013 г. на плацкартные вагоны пришлось 70% от общего количества пассажиров поездов дальнего следования (110,7 млн человек), напоминает газета. Издание также сообщает, что ФПК сокращает закупку новых составов: в 2013 г. оператор закупил 393 вагона, в том числе 167 плацкартных, в 2014 г. хочет приобрести 295 вагонов (38 плацкартных). Всего в 2014-2016 гг. компания собирается закупить только 88 плацкартных вагонов, при том что в 2014 г. спишет 903 плацкарты, а до 2020 г. - 4700 таких вагонов из 8600.