Аптечные сети А5 и «Фармаимпекс» создают маркетинговый альянс

Аптечные сети А5 и «Фармаимпекс» создают маркетинговый альянс. Таким образом они рассчитывают получить лучшие условия у производителей и дистрибуторов и повысить доходность бизнеса
Партнерство поможет повысить рентабельность, рассчитывает А5/ М. Стулов/ Ведомости

Аптечные сети А5 и «Фармаимпекс» договорились о создании маркетингового партнерства «Компас», рассказал «Ведомостям» гендиректор А5 Андрей Гусев и подтвердил гендиректор и совладелец «Фармаимпекса» Владимир Зверев.

Группа А5 - крупнейшая аптечная сеть по количеству точек, объединяет сети аптек А5, «Норма» и «Фармадар». Выручка группы в 2013 г. составила 20,7 млрд руб. (включая продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения) - на 3% больше, чем в 2013 г., рассказывал Гусев. «Фармаимпекс» управляет 515 аптеками под брендами «Бережная аптека», «Аптека от склада» и «Аптека отличных цен» в 17 российских регионах, говорится на ее сайте. Финансовые показатели компания не раскрывает. Аналитики DSM Group оценивают оборот компании в 2013 г. в 11,4 млрд руб.

Участники партнерства будут формировать единый портфель продуктов под собственными торговыми марками (СТМ), совместно вести переговоры с дистрибуторами, а также с производителями о заключении маркетинговых контрактов и прямых контрактов на поставки продукции (у «Фармаимпекса» есть своя дистрибуция), говорит Гусев. Пока, по словам Зверева, «Компас» - это партнерство, но в будущем планируется создать компанию, которая бы заключала договоры с дистрибуторами и производителями от имени обеих сетей.

Партнерство позволит А5 в течение года увеличить рентабельность EBITDA на 1 п. п. - с 6 до 7%, рассчитывает Гусев. Зверев говорит, что эффект может быть выше. Например, в выручке «Фармаимпекса» на долю СТМ приходится чуть меньше 3%, к концу года эту цифру планируется увеличить в 2 раза, а продукты под СТМ минимум в 3-4 раза рентабельнее аналогов под чужими марками, объясняет Зверев.

Пока у партнерства, по словам Гусева, два участника. На первые результаты они рассчитывают к концу года - тогда партнеры будут «готовы рассмотреть возможность» участия в нем других сетей, расположенных в отличных от А5 и «Фармаимпекса» регионах, говорит Зверев. Условия, на которых аптеки смогут присоединиться к партнерству, по его словам, пока не определены.

Чем больше оборот, тем больше шансов у компании на заключение прямых договоров с производителями, получение более высоких маркетинговых бонусов и более низкой цены закупки, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Но вопрос в том, удастся ли А5 и «Фармаимпексу» договориться о взаимовыгодных условиях, отмечает руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. К тому же у них могут возникнуть проблемы с объединением портфелей СТМ, рассуждает он: у сетей разная ассортиментная политика, поэтому хорошо продающиеся в одной из них товары могут не быть столь же выгодными для другой.

Например, «Протек», как правило, работает с конкретными юридическими лицами, а не с организациями, говорит представитель дистрибутора.