Статья опубликована в № 3646 от 06.08.2014 под заголовком: Авиакатастрофа на бирже

Возможное ограничение транссибирских перелетов обрушило акции авиакомпаний

Возможное ограничение Россией транссибирских перелетов снизило капитализацию крупнейших авиакомпаний мира. Больше всех вчера дешевели «Аэрофлот» и Finnair
М.Стулов / Ведомости

Транссибирский маршрут - самый короткий при полете из Европы в Азию. Чтобы сэкономить на топливе и других затратах, многие европейские и азиатские авиакомпании пользуются им.

Поэтому информация о возможном ограничении или даже запрете доступа иностранных компаний к воздушному Транссибу - о таком варианте ответа на европейские санкции в отношении лоукостера «Добролет» (остановил полеты в понедельник) накануне написали «Ведомости» - вызвала падение котировок большинства мировых авиакомпаний.

В ходе торгов Air France на Euronext Paris теряла 4,9%, Lufthansa на Xetra (Франкфурт) - 2,3%, Ryanair и International Airlines Group (акционер British Airways и Iberia) на Лондонской бирже - 4,7%, Finnair на Хельсинкской бирже - 8,45%. К концу дня стоимость большинства бумаг немного скорректировалась (см. график). С падения на 1,5% начались и торги акциями Delta Airlines на Нью-Йоркской бирже.

Больше других подешевел «Аэрофлот»: в ходе торгов на Московской бирже его акции снижались на 7,8% (до 46,01 руб.), по итогам дня падение составило 5,9%.

Именно «Аэрофлоту» по коммерческим соглашениям платят иностранные авиаперевозчики за пролет над Сибирью (кроме аэронавигационных сборов) - это приносит ему примерно $300 млн в год.

«Мы видели сообщения СМИ [о возможном ограничении или запрете перелетов над Сибирью для европейских авиакомпаний], но на данном этапе у нас нет совершенно никаких комментариев», - сообщил представитель ЕК Фредерик Венсан (цитата по «РИА Новости»).

Вчера днем премьер-министр Дмитрий Медведев встречался с министром транспорта Максимом Соколовым и заместителем гендиректора «Аэрофлота» Вадимом Зингманом. На открытой для журналистов части встречи Медведев сказал, что пассажирам, которые купили билеты на рейсы попавшего под санкции «Добролета», нужно обеспечить перелеты на том же уровне и в запланированные ими сроки. Пассажиров «Добролета» в Симферополь и Волгоград перевозят «Оренбургские авиалинии» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота», как и «Добролет»). Деньги за билеты на другие рейсы, которые «Добролет» запланировал, но не успел открыть, авиаперевозчик вернет.

«Вторая тема, которую хотел бы обсудить, - это действия ряда государств в отношении наших авиаперевозчиков. Нужно обсудить ответные меры», - сказал премьер (его цитировал «Интерфакс»). После санкций ЕС против «Добролета» в минувшую пятницу госавиаслужба Украины распространила сообщение о том, что оштрафовала дюжину российских авиакомпаний в общей сложности на $8,6 млн, самый крупный штраф выписан «Аэрофлоту». Это наказание за полеты в Крым, объяснял «Ведомостям» российский федеральный чиновник.

Результаты встречи Медведева, Соколова и Зингмана пока неизвестны. Представитель «Аэрофлота» и пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова отказались от комментариев, получить комментарии представителя Минтранса не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать