Статья опубликована в № 3651 от 13.08.2014 под заголовком: Игорь Зюзин выйдет из тупикового актива

РЖД может купить железную дорогу «Мечела»

Правительство возобновило обсуждение вопроса о продаже РЖД железной дороги «Мечела» до Эльгинского угольного месторождения
Железная дорога до Эльги доведет не только до угольных месторождений
Andrey Rudakov / Bloomberg

Долговая нагрузка горнодобывающей компании «Мечел» на конец мая 2014 г. составляла $8,3 млрд, а ее доходы (EBITDA - $730 млн в 2013 г.) не покрывали даже процентных платежей по кредитам ($742 млн). С весны 2014 г. кредиторы «Мечела», среди которых ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк, обсуждают с правительством и владельцем (67,42%) «Мечела» Игорем Зюзиным схемы рефинансирования. Были варианты с участием Внешэкономбанка, созданием Дальневосточной горно-металлургической компании и конвертацией долга «Мечела» в акции, а также отстранением Зюзина от управления компанией и уменьшением его доли в «Мечеле» до 5%.

Тогда же, весной, возник план продать РЖД тупиковую дорогу Улак - Эльга (321 км) за 70 млрд руб. и обязать «Мечел» направить вырученные деньги на снижение долговой нагрузки. Но в конце мая стало понятно, что денег у РЖД на это нет. Собеседники «Ведомостей» в правительстве тогда говорили, что план хороший, рабочий, но бюджет 2014 г. закрыт и не будет увеличен.

Последний, наиболее проработанный, план спасения «Мечела» предполагал участие как раз Внешэкономбанка, который выкупил бы у компании Зюзина облигации на 180 млрд руб., а деньги на это привлек бы у Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. «Мечел» в таком случае смог бы рефинансировать задолженность. Но менеджмент Внешэкономбанка признал план убыточным и отказался.

На прошлой неделе Минфин, Федеральная служба по тарифам, банки-кредиторы, РЖД и «Мечел» возобновили переговоры о продаже РЖД тупика до Эльги, рассказали пять участников специального совещания в Минфине. Человек, близкий к «Мечелу», подтвердил, что компания ведет с РЖД переговоры о продаже дороги. Деньги РЖД могут предоставить банки - кредиторы «Мечела», рассказывают два участника совещания, а «Мечел» погасит часть долга полученными от РЖД средствами. Один из собеседников говорит, что цена дороги (71 млрд руб.) - это фактически затраты «Мечела» на строительство.

Собеседник «Ведомостей» в одном из банков-кредиторов считает, что такой вариант полностью бы устроил кредиторов. Госбанки не могут допустить банкротства «Мечела», несмотря на угрозы, потому что не у всех из них есть резервы под его долги, поэтому высока вероятность, что дорога будет продана, говорит источник, близкий к одному из кредиторов.

По словам одного из участников совещания, на достройку дороги нужно еще 17 млрд руб., а для доведения ее до уровня дороги общего пользования - еще 34 млрд. Человек, близкий к другому участнику совещания, утверждает, что 17 млрд требуется на доведение дороги до стандартов общего пользования, а еще 30 млрд руб. - для расширения мощности дороги. Собеседник «Ведомостей» в одном из участвовавших в совещании ведомств полагает, что у «Мечела» могут возникнуть проблемы с продажей дороги РЖД: Минтранс не может включить ее в реестр как объект инфраструктуры. Представитель Минтранса подтвердил, что объекты незаконченного строительства не могут быть включены в этот реестр, а дорога до Эльги находится во временной эксплуатации и официально не принята.

Рядом с Эльгой расположено 22 угольных месторождения, а также крупные месторождения железной руды, платиноидов, драгоценных металлов и урана. Действующая дорога снизит себестоимость их будущей разработки, а РЖД получит клиентов помимо «Мечела».

В июле президент РЖД Владимир Якунин рассказал в интервью «Ведомостям», что компания выкупила бы дорогу у «Мечела», но не на привлеченные кредитные средства.

На совещании также было дано поручение рассмотреть варианты компенсации расходов РЖД, говорит участник совещания, но связаны ли они с затратами РЖД на покупку дороги или ее модернизацию, непонятно.

Другой собеседник «Ведомостей» рассказывает, что обсуждающихся вариантов два. Первый предусматривает увеличение тарифа РЖД на перевозку угля ежегодно на 17% без учета ежегодной индексации (в 2015 г. тарифы на перевозку грузов увеличатся на 10%, т. е. всего выходит 27%). Второй предполагает распределение тарифной нагрузки на всех грузоотправителей, тогда повышение тарифов составит 2,5% ежегодно в течение 10 лет. Вопрос о компенсациях в связи с приобретением и обслуживанием дороги, а также развитием дальневосточной сети поднимала РЖД, помнит третий участник совещания. Человек, близкий к «Мечелу», уверяет, что варианты с увеличением тарифов в привязке к покупке дороги у «Мечела» не рассматриваются.

Проработанные схемы продажи РЖД железной дороги «Мечела» стороны должны представить в Минфин сегодня, знают два собеседника «Ведомостей».

Представители Минфина, «Мечела», Сбербанка, ВТБ и РЖД отказались от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать