Статья опубликована в № 3651 от 13.08.2014 под заголовком: Игорь Зюзин выйдет из тупикового актива

РЖД может купить железную дорогу «Мечела»

Правительство возобновило обсуждение вопроса о продаже РЖД железной дороги «Мечела» до Эльгинского угольного месторождения
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Железная дорога до Эльги доведет не только до угольных месторождений
Andrey Rudakov / Bloomberg

Долговая нагрузка горнодобывающей компании «Мечел» на конец мая 2014 г. составляла $8,3 млрд, а ее доходы (EBITDA - $730 млн в 2013 г.) не покрывали даже процентных платежей по кредитам ($742 млн). С весны 2014 г. кредиторы «Мечела», среди которых ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк, обсуждают с правительством и владельцем (67,42%) «Мечела» Игорем Зюзиным схемы рефинансирования. Были варианты с участием Внешэкономбанка, созданием Дальневосточной горно-металлургической компании и конвертацией долга «Мечела» в акции, а также отстранением Зюзина от управления компанией и уменьшением его доли в «Мечеле» до 5%.

Тогда же, весной, возник план продать РЖД тупиковую дорогу Улак - Эльга (321 км) за 70 млрд руб. и обязать «Мечел» направить вырученные деньги на снижение долговой нагрузки. Но в конце мая стало понятно, что денег у РЖД на это нет. Собеседники «Ведомостей» в правительстве тогда говорили, что план хороший, рабочий, но бюджет 2014 г. закрыт и не будет увеличен.

Последний, наиболее проработанный, план спасения «Мечела» предполагал участие как раз Внешэкономбанка, который выкупил бы у компании Зюзина облигации на 180 млрд руб., а деньги на это привлек бы у Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. «Мечел» в таком случае смог бы рефинансировать задолженность. Но менеджмент Внешэкономбанка признал план убыточным и отказался.

На прошлой неделе Минфин, Федеральная служба по тарифам, банки-кредиторы, РЖД и «Мечел» возобновили переговоры о продаже РЖД тупика до Эльги, рассказали пять участников специального совещания в Минфине. Человек, близкий к «Мечелу», подтвердил, что компания ведет с РЖД переговоры о продаже дороги. Деньги РЖД могут предоставить банки - кредиторы «Мечела», рассказывают два участника совещания, а «Мечел» погасит часть долга полученными от РЖД средствами. Один из собеседников говорит, что цена дороги (71 млрд руб.) - это фактически затраты «Мечела» на строительство.

Собеседник «Ведомостей» в одном из банков-кредиторов считает, что такой вариант полностью бы устроил кредиторов. Госбанки не могут допустить банкротства «Мечела», несмотря на угрозы, потому что не у всех из них есть резервы под его долги, поэтому высока вероятность, что дорога будет продана, говорит источник, близкий к одному из кредиторов.

По словам одного из участников совещания, на достройку дороги нужно еще 17 млрд руб., а для доведения ее до уровня дороги общего пользования - еще 34 млрд. Человек, близкий к другому участнику совещания, утверждает, что 17 млрд требуется на доведение дороги до стандартов общего пользования, а еще 30 млрд руб. - для расширения мощности дороги. Собеседник «Ведомостей» в одном из участвовавших в совещании ведомств полагает, что у «Мечела» могут возникнуть проблемы с продажей дороги РЖД: Минтранс не может включить ее в реестр как объект инфраструктуры. Представитель Минтранса подтвердил, что объекты незаконченного строительства не могут быть включены в этот реестр, а дорога до Эльги находится во временной эксплуатации и официально не принята.

Рядом с Эльгой расположено 22 угольных месторождения, а также крупные месторождения железной руды, платиноидов, драгоценных металлов и урана. Действующая дорога снизит себестоимость их будущей разработки, а РЖД получит клиентов помимо «Мечела».

В июле президент РЖД Владимир Якунин рассказал в интервью «Ведомостям», что компания выкупила бы дорогу у «Мечела», но не на привлеченные кредитные средства.

На совещании также было дано поручение рассмотреть варианты компенсации расходов РЖД, говорит участник совещания, но связаны ли они с затратами РЖД на покупку дороги или ее модернизацию, непонятно.

Другой собеседник «Ведомостей» рассказывает, что обсуждающихся вариантов два. Первый предусматривает увеличение тарифа РЖД на перевозку угля ежегодно на 17% без учета ежегодной индексации (в 2015 г. тарифы на перевозку грузов увеличатся на 10%, т. е. всего выходит 27%). Второй предполагает распределение тарифной нагрузки на всех грузоотправителей, тогда повышение тарифов составит 2,5% ежегодно в течение 10 лет. Вопрос о компенсациях в связи с приобретением и обслуживанием дороги, а также развитием дальневосточной сети поднимала РЖД, помнит третий участник совещания. Человек, близкий к «Мечелу», уверяет, что варианты с увеличением тарифов в привязке к покупке дороги у «Мечела» не рассматриваются.

Проработанные схемы продажи РЖД железной дороги «Мечела» стороны должны представить в Минфин сегодня, знают два собеседника «Ведомостей».

Представители Минфина, «Мечела», Сбербанка, ВТБ и РЖД отказались от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more