«Яндекс» делает попытку монетизировать карты

«Яндекс» предпринимает попытку монетизировать один из своих сервисов - он будет продавать лицензии на использование «Яндекс.Карт» разработчикам приложений
Максим Стулов/ Ведомости

«Яндекс» продает лицензии на онлайн-карты России, Украины, Белоруссии и Казахстана - на эти страны было больше всего заявок, объясняет Мелкумова. Их карты будут востребованы таксопарками, курьерскими службами, логистическими, телекоммуникационными и торговыми компаниями, в целом технологии «Яндекс.Карт» привлекут несколько тысяч покупателей, уверена она. Контракты, по словам Мелкумовой, заключены уже с 16 компаниями. Например, с «Мегафоном» и «БАТ Россия», рассказали «Ведомостям» их представители. «Мегафон», по словам его представителя Олеси Яременко, воспользовался лицензией на «Яндекс.Карты» для обновления платного сервиса, подписчики которого (их уже более 700 000) могут определять местоположение других абонентов. Список сервисов на основе карт «Яндекса» будет расширен, обещает она, объясняя выбор «Яндекс.Карт» тем, что этот сервис предоставляет удобный API и разрешает использовать «народные карты» (их составляют и дополняют сами пользователи) - в некоторых случаях единственный источник информации о небольших населенных пунктах.

«Яндекс» начинает продавать лицензии на использование картографического контента и технологию, которая позволяет использовать на сторонних ресурсах его данные и инструменты для работы с картами (Application Programming Interface, API), рассказала представитель интернет-компании Ася Мелкумова. Стоимость базовой лицензии на год составит 300 000 руб. Ее владелец сможет устанавливать карты «Яндекса» в корпоративные информационные системы, а также создавать на их основе платные картографические приложения.

До сих пор компания разрешала устанавливать «Яндекс.Карты» только на публичных сайтах (этим воспользовалось, по данным «Яндекса», около 400 000 сайтов) и с условием - доступ к картам должен быть бесплатным. Использование данных и инструментов «Яндекс.Карт» сторонними разработчиками софта считалось нарушением, за которое «Яндекс» отключал их от API. О продаже лицензий «Яндекс» задумался после того, как перешел на полностью самостоятельное производство карт - начал сам создавать и обновлять их, отказавшись от услуг внешних поставщиков, говорит Мелкумова.

До сих пор «Яндекс.Карты» зарабатывали только на продаже рекламы - как и подавляющее большинство сервисов «Яндекса».

«БАТ Россия» использует карты «Яндекса» в геоинформационной системе, передал «Ведомостям» директор по корпоративным отношениям табачной компании Александр Лютый. Эта система позволяет визуально отобразить информацию о продажах, розничных точках и маршрутах доставки товара, чтобы ее было удобнее анализировать и оперативно принимать решения.

Сервисов, за которые платят сами пользователи, у «Яндекса» пока считанные единицы. Один из них - проект «Яндекс.Такси», работающий с 2011 г.: клиенты «Яндекса» - сами таксопарки, которые отчисляют ему примерно 6% от стоимости поездки, объясняет человек, близкий к компании. В мае 2012 г. «Яндекс» ввел плату за прослушивание музыки на сервисе «Яндекс.Музыка» - правда, только для тех пользователей, которые делают это с помощью мобильных устройств (сейчас подписка стоит 149 руб. в месяц). Еще «Яндекс» продает лицензии на использование технологии распознавания речи Yandex SpeechKit Cloud. Доходы от платных сервисов «Яндекс» не раскрывает, но из отчета компании за 2013 г. следует, что ее выручка за вычетом доходов от рекламы и комиссий за платежи составила менее 1% от общей - всего 0,26 млрд руб. (+126% к 2012 г.). Большая часть этих денег - доход от «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Музыки», считает человек, близкий к компании.

Продажа лицензий на карты «Яндекс» тоже не озолотит - он всего лишь пошел навстречу корпоративным пользователям, говорит Мелкумова.

Российский рынок географических карт можно оценить в $15-20 млн в год, считает заместитель гендиректора Esri CIS (поставщик специального картографического ПО) Сергей Щербина. Качественные карты и картографические сервисы в дефиците, поэтому от выхода на этот рынок «Яндекса» могут выиграть и пользователи, и поставщики геоинформационных систем, полагает он, правда, пользователи привыкли к бесплатности, чему немало поспособствовали сами публичные картографические сервисы. К тому же карты «Яндекса» пока плохо совместимы с другими информационными системами, добавляет он.

Онлайн-карты продает в России и Google; стоимость лицензии рассчитывается для каждого покупателя индивидуально, рассказывает представитель компании Светлана Анурова. У разных производителей карт разные ценовые политики, наборы сервисов, зоны покрытия, возможности оперативно вносить изменения в карты и т. д. - в конечном счете разная и аудитория, рассуждает она. Картография - узкий рынок с высокой стоимостью входа и конкуренция на нем высока, уверен представитель разработчика карт «Навител» (предлагает корпорациям диспетчерскую систему «Navitel мониторинг»).