«Аэрофлот» может сдвинуть поставки самолетов на более поздний срок

Если ситуация на авиарынке не улучшится, то «Аэрофлот» может перенести часть поставок новых самолетов на более поздний срок, предупредил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев
Прием новых самолетов, если ситуация на рынке не выправится, может стать редким событием для «Аэрофлота»/ Марина Лысцева/ ИТАР-ТАСС

«Аэрофлот» из-за падения спроса на авиаперевозки может перенести часть поставок новых самолетов на более поздний срок. Об этом сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. «Я такое падение спроса видел в 2009 г., - сказал он. - Сейчас оно есть. Мы видим, что глубина продаж упала, пассажир перестал покупать билеты глубиной от трех до шести месяцев» (цитата по «Прайму»).

По словам Савельева, падение глубины продаж начало фиксироваться около двух месяцев назад. «Мы ждем сентября. И если увидим, что по итогам девяти месяцев точно идет снижение, тогда решим», - сказал он, не став уточнять, какие именно поставки могут быть отложены.

Савельев напомнил, что бизнес-план «Аэрофлота» предусматривает рост перевозок до 15% в год, в то время как в этом году он может сократиться до 8-9%. В первом полугодии пассажиропоток группы увеличился на 10,8% до 15,67 млн человек. По данным Росавиации, в целом количество пассажиров, которых перевезли российские авиакомпании, выросло на 11,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года - до 52,2 млн человек. «Что мы будем предпринимать? Мы будем уменьшать нашу провозную емкость: некоторые поставки мы будем переносить на чуть более дальний период», - добавил гендиректор «Аэрофлота», заметив, что это пока «рассматриваемая возможность».

Представитель «Аэрофлота» сообщил, что сейчас отказываться от судов перевозчик не планирует - решающими будут показатели конца года. «Если в конце года мы увидим, что тренд на падение спроса и падение пассажиропотока сохранится, мы начнем думать о том, от каких заказов мы будем отказываться», - объяснил он. Он не сказал, будет ли это распространяться только на заказы у иностранных производителей или и на отечественные самолеты.

В парке «Аэрофлота» сейчас 151 самолет. Это самый молодой парк в Европе. У «Аэрофлота» есть крупные контракты с двумя мировыми гигантами - Boeing и Airbus. В 2007 г. «Аэрофлот» подписал контракты на приобретение дальнемагистральных самолетов: 22 Boeing B787 Dreamliner и 22 Airbus A350, поставки ожидаются начиная с 2016 и 2018 гг. соответственно. С июня 2011 г. «Аэрофлот» получает российские региональные самолеты нового поколения Sukhoi SuperJet 100 (у авиакомпании есть твердый контракт на 30 самолетов). Еще «Аэрофлот» должен получить Boeing 737-800 и Boeing 737-900ER по контракту, который заключил «Ростех» с Boeing в 2010 г. (контракт на Boeing 737-800 передан «ВТБ-лизингу»).

Представитель компании Boeing сказал лишь, что «Аэрофлот» - очень важный клиент для производителя, но комментировать возможный перенос сроков поставок он не стал. Представитель Airbus сказал, что не получал запрос от «Аэрофлота» по поводу возможного переноса сроков поставок по контракту 2007 г. «Наши договоренности остаются в силе», - подчеркнул представитель авиапроизводителя. Он тоже не стал комментировать возможный перенос сроков поставок.

По прогнозу начальника аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в сентябре - октябре перевозки на международных маршрутах у российских авиакомпаний начнут падать, на внутренних перелетах снизятся темпы роста. Это связано с тем, что в это время резко сокращается турпоток, а деловая активность в этом году снизилась из-за санкций в отношении российских компаний и из-за падения курса рубля. Для индустрии это чревато снижением занятости кресел, предупреждает эксперт, поэтому перевозчики будут либо демпинговать, либо сокращать провозные емкости.

По мнению Пантелеева, даже если сроки поставок будут пересмотрены, «Аэрофлот» не понесет больших финансовых потерь - пересмотр сроков поставок распространен.